Мнения, публикуемые в колонке “От редакции”, не влияют на выбор и освещение новостей в остальной части газеты. Другие мнения, публикуемые на полосе “Комментарии”, могут не совпадать с позицией редакции.
Комментарии online — cтатьи, которых нет в бумажной версии, повестка дня, все колумнисты.
Актуальные материалы
Странные сближения: Параллель Рузвельта/ Ведомости 16.02.07
Андрей Лукашов
В последнее время на различных политических форумах и в среде экспертного сообщества проводились параллели между президентами Рузвельтом и Путиным. Полезно было бы вспомнить, что именно было сделано Рузвельтом в рамках его “Нового курса”. Помимо прочего реформы Рузвельта сформировали американскую модель корпоративного управления и финансовых рынков. Модель, которая доказывает свою эффективность на протяжении вот уже более 70 лет и которая, по большому счету, выиграла конкуренцию с японской и европейской (в первую очередь с немецкой) моделями корпоративного управления.
Одной из отличительных особенностей современного американского корпоративного управления является практически полное отсутствие бизнес-групп. Изучение истории корпоративного управления в США показывает, что в своем развитии американская система прошла через этапы как семейного, так и банковского капитализма. Многоуровневые корпоративные структуры появились в США во второй половине XIX в. и получили значительное распространение в начале ХХ в. Многие из них имели до 10 уровней и включали десятки и сотни компаний. В качестве примера можно привести семейные империи Рокфеллеров, Вандербильтов и Гоулдов, организованные в виде холдинговых компаний (трастов), в которых члены семьи контролировали фирму, владеющую контрольными блоками акций других компаний, которые, в свою очередь, также владели блоками акций в компаниях более низкого уровня и т. д.
В начале ХХ в. Банк Моргана и еще несколько менее крупных инвестиционных банков не только полностью контролировали выпуск ценных бумаг в стране, но и принимали значительное участие в деятельности многих американских корпораций. Однако уже в 1928 г. Федеральная комиссия по торговле (Federal Trade Commission) подготовила критический отчет о деятельности бизнес-групп, обвинив их в монополизме и плохом корпоративном управлении. В отчете говорилось, что пирамидальные бизнес-группы являются угрозой как для инвесторов, так и для потребителей. В период краха фондового рынка 1929 г. многие бизнес-группы объявили дефолт по долгам, что еще больше укрепило негативное отношение американского общества к пирамидальным бизнес-структурам.
В 1935 г. президент США Франклин Рузвельт призвал к полной ликвидации бизнес-групп и холдинговых компаний посредством реформы корпоративного налогообложения. Сложная структура позволяла компаниям уходить от уплаты налогов с помощью трансфертного ценообразования, перекрестного финансирования, взаимного страхования и перемещения прибылей внутри структур. Поскольку налоговые органы оказались не в состоянии противодействовать изощренным стратегиям ухода от налогов, то администрация Рузвельта приняла решение раздробить бизнес-группы. Президент предложил внести три изменения в систему налогообложения: обложить налогом внутрикорпоративные дивиденды (т. е. дивиденды, которые компании нижних уровней выплачивали компаниям верхних уровней); запретить бизнес-группам представлять в налоговые органы единую налоговую декларацию, а вместо этого ввести отдельную налоговую декларацию для каждой компании группы; снизить налогообложение прибылей, которые могут образоваться у материнской компании после ликвидации “дочки”, — для облегчения ликвидации дочерних компаний.
В 1936 г. конгрессом был введен 7%-ный налог на внутрикорпоративные дивиденды. До этого налоги с них вообще не взимались. Внутрикорпоративное налогообложение дивидендов действует в США до сих пор, хотя уже давно утратило свое первоначальное значение. В 2003 г. конгресс отверг предложение администрации Джорджа Буша отменить его.
Для того чтобы ускорить разрушение бизнес-групп, принятый в 1935 г. закон о доходах (Revenue Act) отменил налог на прибыли, возникающие в результате ликвидации дочерних компаний. Это позволило корпорациям включить свои дочерние подразделения в корпоративные структуры, не платя налог с прибыли, образуемой при прекращении деятельности компаний на нижних уровнях пирамид. Наконец, последним актом был закон 1935 г. о холдинговых компаниях в сфере коммунального хозяйства (Public Utilities Holding Company Act of 1935), который вводил федеральное регулирование для всех компаний в этой сфере и запрещал холдингам иметь более двух уровней.
В результате налоговых реформ, проведенных администрацией Рузвельта, в 1936 г. началась массовая самоликвидация дочерних компаний в бизнес-группах. Последние реорганизовывались в компании с прозрачной структурой собственности одного уровня. Одновременно в 1933 и 1934 гг. была осуществлена реформа рынков ценных бумаг и банковская реформа. Банкам было запрещено владеть более чем 5% голосующих акций других компаний. Все эти меры привели к формированию американского типа корпоративного управления.
Автор — независимый консультант, руководитель департамента финансового консалтинга “Форум консалтинг”