Новости

4 декабря 2023 - Присвоение НРКУ ПАО «Россети»

Российский институт директоров присвоил Национальный рейтинг корпоративного управления Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания – Россети» – НРКУ 7++ «Развитая практика корпоративного управления» по методике НРКУ

После завершения процесса реорганизации ряда компаний электросетевого комплекса Российский институт директоров (РИД) провел переоценку практики корпоративного управления головной компании группы «Россети» – Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» (далее также – ПАО «Россети», Компания) по следующим четырем компонентам:

  • права акционеров,
  • деятельность органов управления и контроля,
  • раскрытие информации,
  • устойчивое развитие и ESG.

При анализе практики корпоративного управления ПАО «Россети» эксперты принимали во внимание сложившуюся ситуацию, связанную с наличием высоких санкционных рисков и законодательно закрепленного права российских компаний не раскрывать определенный объем существенной информации[1].

В рамках каждого из четырех компонентов были определены ключевые положительные стороны и недостатки.

Так, по компоненту «Права акционеров» отмечены следующие ключевые положительные моменты:

  • хранение и ведение реестра акционеров передано независимому регистратору, обладающему высокой репутацией и надежными технологиями;
  • расширены полномочия Совета директоров в части принятия решений по существенным сделкам;
  • Компания привлекает независимых оценщиков в случаях, помимо предусмотренных законодательством, требования такого привлечения закреплены внутренними документами;
  • Компания придерживается практики воздержания от голосования на Общих собраниях акционеров квазиказначейскими акциями;
  • материалы для подготовки к Общему собранию акционеров размещаются на сайте ПАО «Россети», при этом перечень материалов расширен с учетом рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления;
  • предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
  • ПАО «Россети» привлекает к аудиту финансовой отчетности высококвалифицированных аудиторов, которые не оказывают ей неаудиторские услуги;
  • Советом директоров утвержден Кодекс корпоративного управления Компании, закрепляющий, в том числе, вопросы, касающиеся урегулирования корпоративных конфликтов и ключевой роли Совета директоров в этом процессе.

Среди факторов, ограничивающих оценку по данному компоненту, эксперты отмечают отсутствие политики по взаимодействию с внешним аудитором, а также необъявление дивидендов по итогам прибыльного 2022 года.

Практика ПАО «Россети» в рамках компонента «Деятельность органов управления и контроля» характеризуется следующими положительными сторонами:

  • в состав Совета директоров входят три независимых директора;
  • в Компании существует практика введения в должность вновь избранных членов Совета директоров, разработана матрица компетенций членов Совета директоров;
  • Уставом предусмотрено, что по ряду важных вопросов, помимо предусмотренных законодательством, решение Советом директоров принимается квалифицированным большинством;
  • Совет директоров контролирует реализацию стратегических программ, утверждает и контролирует достижение КПЭ, утверждает и контролирует реализацию бизнес-плана и инвестиционной программы;
  • к компетенции Совета директоров отнесены вопросы контроля за существенными сделками подконтрольных организаций Компании;
  • членам Совета директоров выплачивается фиксированное вознаграждение, размер которого зависит от объема их обязанностей в Совете директоров, принята практика страхования ответственности членов Совета директоров;
  • в ПАО «Россети» существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Совета директоров;
  • практика Компании в части проведения оценки работы Совета директоров полностью соответствует рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления;
  • функции и состав Комитета по аудиту и Комитета по кадрам и вознаграждениям в целом соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления, указанные Комитеты активно реализуют закрепленную за ними компетенцию;
  • в Компании утверждены документы, регулирующие вопросы формирования и управления кадровым резервом, сформирован кадровый резерв на управленческие должности среднего уровня;
  • Совет директоров ежегодно проводит анализ и оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
  • В Компании создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Департамент внутреннего аудита, функции которого соответствуют рекомендациям передовой практики корпоративного управления, обеспечивается функциональная подотчетность ДВА Совету директоров/Комитету по аудиту;
  • разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, функционирует подразделение, отвечающее за построение системы управления рисками и контроль значимых рисков;
  • идентифицируются и оцениваются киберриски, Совет директоров контролирует данный процесс;
  • создана отдельная должность Корпоративного секретаря, закрепленные за ним функции и полномочия в целом соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления.

В качестве ключевых недостатков в рамках данного компонента эксперты выделяют следующие:

  • заседания Совета директоров и Комитета по аудиту проводятся преимущественно в заочной форме, а Комитета по кадрам и вознаграждениям – исключительно в заочной форме;
  • ряд важных вопросов, рекомендованных российским Кодексом корпоративного управления и внутренними документами Общества к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Советом директоров Общества на заочных заседаниях;
  • к компетенции Совета директоров не отнесены вопросы определения стратегии развития, оценки результатов, а также выдвижение кандидатур в исполнительные органы подконтрольных организаций;
  • Советом директоров не рассматривались вопросы, связанные с кадровым резервом.

Среди ключевых положительных моментов, характеризующих практику Компании в рамках компонента «Раскрытие информации»[2], эксперты выделяют следующие:

  • Совет директоров контролирует процесс реализации информационной политики Компании;
  • созданы структурные подразделения по взаимодействию с акционерами и инвесторами, контакты и иная информация размещены на корпоративном сайте;
  • доступен Годовой отчет за 2022 год, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства, в нем также раскрывается дополнительная информация в соответствии с рекомендациями российского Кодекса корпоративного управления;
  • в Годовом отчете за 2022 года раскрыта информация об индивидуальном вознаграждении членов Совета директоров, о системе КПЭ высшего менеджмента, о размере и структуре вознаграждения внешнего аудитора;
  • на сайте Компании размещается значительный объем структурированной информации о ней и результатах ее деятельности.

Практика Компании в рамках компонента «Устойчивое развитие и ESG» характеризуется следующими положительными сторонами:

  • в стратегических документах ПАО «Россети» учтены цели устойчивого развития;
  • Компания идентифицирует ESG-риски как отдельную группу рисков;
  • в систему мотивации высшего менеджмента включены отдельные показатели, учитывающие ESG-факторы;
  • В Компании утверждена Политика по устойчивому развитию, а также ряд внутренних документов, регулирующих политики корпоративной социальной ответственности в отношении ключевых стейкхолдеров;
  • Советом директоров ПАО «Россети» утверждена Политика в области изменения климата;
  • в Компании действуют Кодекс корпоративной этики и Антикоррупционная политика, функционирует «горячая линия», Совет директоров осуществляет антикоррупционный мониторинг;
  • Компания реализовывает корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
  • ПАО «Россети» реализуются мероприятия по минимизации или компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде;
  • этические принципы ведения бизнеса и экологические требования распространяются на контрагентов;
  • деятельность ПАО «Россети» сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001 в области менеджмента качества и стандарту ISO 14001 в области защиты окружающей среды;
  • Компания подготавливает отчет об устойчивом развитии по стандартам GRI и обеспечивает в отношение него независимое заключение.

Что касается недостатков, характеризующих практику Компании в области устойчивого развития и ESG, к ним эксперты, прежде всего, относят отсутствие в структуре Совета директоров профильного комитета/куратора по устойчивому развитию, а также не включение в систему КПЭ высшего менеджмента экологических показателей.

Таким образом, в результате переоценки после завершения процесса реорганизации ПАО «Россети» присваивается НРКУ 7++.

В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 7++ следует значительному числу рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Компания характеризуется достаточно низкими рисками заинтересованных сторон, связанными с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием

 

Кратко о Компании

 ПАО «Россети» создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее – ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития.

 В собственности Российской Федерации находится 75% размещенных акций Компании, в собственности миноритарных акционеров – 18 %.

 Миссия Компании – обеспечение надежного функционирования и адекватного росту экономики развития ЕНЭС с высокой экономической эффективностью и максимальным снижением затрат.

Отпуск электроэнергии из сети Компании потребителям в 2022 году составил 569,4 млрд кВт.ч.

Операционно-финансовые показатели за 2022 год: выручка (РСБУ) –  253,5 млрд руб.; чистая прибыль – 54,2 млрд руб.; среднесписочная численность персонала Компании за 2022 год составила 21,5 тыс. человек.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 N 1102 “Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона “Об акционерных обществах” и Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.

[2] При оценке данного компонента эксперты учитывали текущее законодательное право Компании не раскрывать существенную информацию, в частности, о составе и деятельности органов управления и контроля.


Дополнительная информация:

Никитчанова Екатерина
Заместитель директора – руководитель Экспертного центра РИД
+7 (495) 502 9485
nikitchanova@rid.ru

Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7 (495) 502 9485
likhacheva@rid.ru

Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО «Россети» от 26.12.2022
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 14.10.2021
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 21.12.2020
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 07.11.2019
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 11.10.2018
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 19.10.2017
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 08.11.2016
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ОАО “ФСК ЕЭС” от 15.09.2015
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО “ФСК ЕЭС” от 27.02.2014
Пресс-релиз присвоение НРКУ ОАО “ФСК ЕЭС” от 10.12.2012