Актуальные материалы

Журнал “Консультант” №07, 2005 “Оценка корпоративного управления: российский подход”

Участники российского фондового рынка, инвестирующие средства, все больше нуждаются в финансовых институтах, помогающих им оценить риски вложений. К таким институтам, в частности, можно отнести рейтинг корпоративного управления.

 

В феврале состоялась презентация национального рейтинга корпоративного управления. В ней приняли участие его основатели, представители фондовых бирж, а также руководители самих оцениваемых компаний.

По словам Игоря Беликова, директора Российского института директоров (РИД), в последнее время макроэкономические риски в нашей стране снизились, и инвесторы начинают уделять все больше внимания уровню корпоративного управления в компаниях, средства в которые они вкладывают. Оценить его инвесторам помогает специальный рейтинг. Он характеризует структуру взаимоотношений акционеров и показывает, насколько справедливо распределяются между ними выгоды и риски.

 

Различие рейтингов

 

Национальный рейтинг корпоративного управления был организован год назад Рейтинговым агентством «Эксперт РА» и РИД. К настоящему времени он охватывает порядка двухсот российских компаний.

Как известно, существует достаточно много подобных иностранных и международных рейтингов. Однако, по словам Игоря Беликова, их оценки, как правило, основываются на стандартах консервативных западных портфельных инвесторов, большинство из которых в России пока не работают. Национальный же рейтинг отличается тем, что учитывает особенности российской действительности. Он ориентирован, прежде всего, на тех участников, которые реально действуют на нашем рынке – это в основном краткосрочные инвесторы – и на тех, которые придут в ближайшие два-три года.

 

Показатели оценки

 

Рейтинг корпоративного управления присваивается компании исходя из оценки четырех основных показателей. Первый – это права акционеров, как они зафиксированы документально и насколько реализуются на практике. Второй – деятельность органов управления и контроля. Здесь основное внимание уделяется составу и деятельности совета директоров. Третий показатель – раскрытие информации, ее равнодоступность. И последний показатель – соблюдение интересов иных заинтересованных сторон и социальная ответственность.

По словам Игоря Беликова, данные компоненты разновесны, но главное внимание уделяется, прежде всего, второму и третьему показателям.

Рейтинг присваивается по четырем основным классам – A, B, C, D. Каждый из них имеет подклассы.

Интересно, что по итогам рейтинга на 31 января 2005 года наивысшие оценки «А++» и «А+» не были присвоены ни одной компании. Оценки «А» удостоились пять российских организаций, оценки «B» – порядка 130, «С» – около 30 и за классом «D» не числится ни одна из выбранных для оценки компаний.

 

Рейтинг по классам  «А» и «В++» на 31 января 2005 года

 






































Класс рейтинга

Компания

А

ОАО «РБК Информационные системы»

ОАО «Ростелеком»

ОАО «Северо-западный телеком»

ОАО «Уралсвязьинформ»

ОАО «Центртелеком»

В++

ОАО «Авиакомпания «Ютэйр»

ОАО «ВолгаТелеком»

ОАО «Дальсвязь»

ОАО «Мобильные телесистемы»

ОАО «НГК «Славнефть»

ОАО «Силовые машины»

ОАО «Центр гуманитарного и делового сотрудничества»

ОАО «Южная телекоммуникационная компания»

ТНК – ВР

ОАО «Ленэнерго»

 

 

 

Наталья Ростова, эксперт журнала “Консультант”