Участники российского фондового рынка, инвестирующие средства, все больше нуждаются в финансовых институтах, помогающих им оценить риски вложений. К таким институтам, в частности, можно отнести рейтинг корпоративного управления.
В феврале состоялась презентация национального рейтинга корпоративного управления. В ней приняли участие его основатели, представители фондовых бирж, а также руководители самих оцениваемых компаний.
По словам Игоря Беликова, директора Российского института директоров (РИД), в последнее время макроэкономические риски в нашей стране снизились, и инвесторы начинают уделять все больше внимания уровню корпоративного управления в компаниях, средства в которые они вкладывают. Оценить его инвесторам помогает специальный рейтинг. Он характеризует структуру взаимоотношений акционеров и показывает, насколько справедливо распределяются между ними выгоды и риски.
Различие рейтингов
Национальный рейтинг корпоративного управления был организован год назад Рейтинговым агентством «Эксперт РА» и РИД. К настоящему времени он охватывает порядка двухсот российских компаний.
Как известно, существует достаточно много подобных иностранных и международных рейтингов. Однако, по словам Игоря Беликова, их оценки, как правило, основываются на стандартах консервативных западных портфельных инвесторов, большинство из которых в России пока не работают. Национальный же рейтинг отличается тем, что учитывает особенности российской действительности. Он ориентирован, прежде всего, на тех участников, которые реально действуют на нашем рынке – это в основном краткосрочные инвесторы – и на тех, которые придут в ближайшие два-три года.
Показатели оценки
Рейтинг корпоративного управления присваивается компании исходя из оценки четырех основных показателей. Первый – это права акционеров, как они зафиксированы документально и насколько реализуются на практике. Второй – деятельность органов управления и контроля. Здесь основное внимание уделяется составу и деятельности совета директоров. Третий показатель – раскрытие информации, ее равнодоступность. И последний показатель – соблюдение интересов иных заинтересованных сторон и социальная ответственность.
По словам Игоря Беликова, данные компоненты разновесны, но главное внимание уделяется, прежде всего, второму и третьему показателям.
Рейтинг присваивается по четырем основным классам – A, B, C, D. Каждый из них имеет подклассы.
Интересно, что по итогам рейтинга на 31 января 2005 года наивысшие оценки «А++» и «А+» не были присвоены ни одной компании. Оценки «А» удостоились пять российских организаций, оценки «B» – порядка 130, «С» – около 30 и за классом «D» не числится ни одна из выбранных для оценки компаний.
Рейтинг по классам «А» и «В++» на 31 января 2005 года
Класс рейтинга | Компания |
А | ОАО «РБК Информационные системы» |
ОАО «Ростелеком» | |
ОАО «Северо-западный телеком» | |
ОАО «Уралсвязьинформ» | |
ОАО «Центртелеком» | |
В++ | ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» |
ОАО «ВолгаТелеком» | |
ОАО «Дальсвязь» | |
ОАО «Мобильные телесистемы» | |
ОАО «НГК «Славнефть» | |
ОАО «Силовые машины» | |
ОАО «Центр гуманитарного и делового сотрудничества» | |
ОАО «Южная телекоммуникационная компания» | |
ТНК – ВР | |
ОАО «Ленэнерго» |
Наталья Ростова, эксперт журнала “Консультант”