Мероприятия

Директор Российского института директоров Игорь Беликов принял участие в онлайн-дискуссии «Влияние последствий пандемии коронавируса на регулирование и практику корпоративного управления в Российской Федерации», Институт государственной службы и управления РАНХиГС

Facebook.com/RIDirectors/

Модератором дискуссии выступил Александр Сергеевич Юхно – преподаватель программы MPA, к.ю.н., заместитель руководителя Аппарата Общественной палаты Российской Федерации.

Игорь Беликов сделал обзор существующего расклада движущих сил в развитии корпоративного управления в России, опираясь на зарубежный и российский опыт. По мнению эксперта, в настоящее время основными  движущими  силами развития российской практики корпоративного управления являются Банк России и топ-менеджеры ряда компаний, которые непосредственно работают в сфере корпоративного управления. Мотивация крупных акционеров существенно снизилась, а стейкхолдеры, за исключением государства, играли и играют номинальную роль. Системно спрос на лучшие практики корпоративного управления, как они сформулированы на развитых рынках, не очень высокий. Скорее всего, развиваться оно будет лишь кейсово и в специфических формах. В частности, в ограниченном числе компаний совет директоров может быть востребован как источник полезных советов, консультаций в сложных ситуациях, полезных связей. Это будет, прежде всего, касаться компаний, собственники которых чувствуют, что не обладают большим административным ресурсом, или нацелены на получение дополнительных преимуществ.

Татьяна Олифирова рассказала о практических аспектах корпоративного управления.   В настоящее время все мы переживаем экстраординарную ситуацию мировой пандемии коронавируса. На обсуждение были вынесены вопросы изменения роли советов директоров в различных ситуациях — от обычной штатной до кризисной, а также, что становится важнее  — наставничество или контроль. В заключении был сделан вывод о том, что в  текущем контексте роль совета директоров как драйвера трансформации компаний и площадки выработки новых стратегических решений и антикризисных мер все больше выходит на первый план.

Игорь Репин поделился опытом работы Консультационного совета акционеров Банка ВТБ (КСА) – совещательного органа, работающего с 2009 года в целях развития взаимодействия Банка и акционеров. Эксперт рассказал о  порядке работы КСА, тематике его заседаний, проводимых в настоящее время в онлайн-режиме, проектах и планах на будущее. За последние годы  КСА превратился в площадку, на которой участники рынка и стейкхолдеры Группы ВТБ могут обсуждать проблемы корпоративного управления, делиться опытом и вырабатывать практические рекомендации, а его опыт заслуживает изучения и популяризации.

Владимир Хоткин рассказал об этапах развития коммуникаций с акционерами Банка ВТБ в период с 2012 по 2019 годы. В выступлении были подробно освещены вопросы использования электронных каналов взаимодействия с различными группами стейкхолдеров, в том числе с учетом распространения пандемии коронавируса: от внедрения мобильного приложения для розничных акционеров и проведения электронного голосования до работы в соцсетях и организации онлайн-курсов для всех заинтересованных сторон. Результатом слаженной работы команды Банка стал существенный рост активности и вовлечённости акционеров-физических лиц, количество которых на 1 апреля 2020 года превысило 235 тыс.

Константин Поздняков поделился опытом работы в советах директоров компаний с государственным участием и рассказал о предъявляемых к кандидатам требованиях для вхождения в них. Выступающий отметил, что для развитых стран практика участия в советах директоров – это карьера второй половины жизни. В России же имеется уникальная возможность пробовать свои силы раньше.  Для успешной карьеры в качестве члена совета директоров необходимо быть членом профессионального сообщества, иметь управленческий опыт и  постоянно поддерживать высокий уровень образования.

Артем Генкин в своем выступлении указал, что в настоящее время наблюдается разная скорость и глубина реакции отечественных компаний и госучреждений на беспрецедентный вызов, обусловленный  пандемией коронавируса и миграцией процедур корпоративного управления в онлайн. Кроме того, заметным трендом становится мобилизация ресурсов и усиление влияния и роли  государства в связи с пандемией  в стратегических отраслях российской экономики. Эксперт также поделился с участниками мероприятия информацией о публикации в ближайшее время книги «Коронаэкономика. Хроники экономических последствий пандемии 2020 года», предметом которой станет анализ влияния комплексного кризиса на разные сферы экономической жизни, в первую очередь, на бизнес.

В заключении эксперты ответили на вопросы аудитории. Интерес вызвал вопрос, касающийся целесообразности  проведения годового общего собрания акционеров (ГОСА) в форме заочного голосования в период после окончания пандемии. Эксперты пришли к выводу, что это должно быть временной мерой, так как проведение ГОСА в очной форме является практически единственной возможностью для личного общения акционеров с руководством организации. Кроме того, для тех миноритарных акционеров компании, которые хотят и имеют возможность избрать своих представителей в советы директоров, заочная форма проведения собраний сильно усложняет процесс принятия решения в части распределения голосов между несколькими кандидатами, так как при волеизъявлении кворум им не известен.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке.
Пресс-релиз Института государственной службы и управления РАНХиГС

 Центр информации и мероприятий РИД