Новости

16 декабря 2021 - Присвоение НРКУ ПАО Сбербанк

Российский институт директоров присвоил ПАО Сбербанк Национальный рейтинг корпоративного управления (НРКУ) на уровне 8++ «Передовая практика корпоративного управления» по новой методике НРКУ

С 1 ноября 2021 года вступили в силу изменения в методику Национального рейтинга корпоративного управления (НРКУ), коснувшиеся, в первую очередь, включения новых критериев, связанных с управлением устойчивым развитием и ESG.

В этой связи Российский институт директоров (РИД) провел переоценку практики корпоративного управлении ПАО Сбербанк (далее – Сбербанк, Банк) по следующим четырем компонентам:

  • права акционеров,
  • деятельность органов управления и контроля,
  • раскрытие информации,
  • устойчивое развитие и ESG.

По результатам проведенной переоценки крупнейший банк России подтвердил свое лидерство в области внедрения лучших практик корпоративного управления и продемонстрировал активную позицию в направлении развития ESG-повестки.

В рамках каждого из четырех компонентов были определены ключевые положительные стороны и направления, требующие дальнейшего совершенствования.

Так, по компоненту «Права акционеров» отмечены следующие ключевые положительные моменты:

  • в Банке действует Акционерное соглашение, целью которого является обеспечение прав и законных интересов участников корпоративных отношений, в том числе миноритарных акционеров;
  • Сбербанк привлекает независимых оценщиков при осуществлении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а требования такого привлечения закреплены внутренним документом;
  • Банк создает условия для использования акционерами электронных средств связи для направления требований о созыве Общего собрания акционеров, предложений о выдвижении кандидатов в органы управления общества и внесение предложений в повестку дня Общего собрания;
  • материалы для подготовки к Общим собраниям акционеров размещаются на Интернет-сайте Сбербанка, перечень таких материалов включает дополнительные материалы, рекомендованные российским Кодексом корпоративного управления, Банком обеспечивается преемственность практики расширения объема материалов для подготовки к Общему собранию акционеров;
  • в Банке предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
  • результаты Общего собрания акционеров оглашаются непосредственно во время его проведения;
  • в Сбербанке существует практика отбора внешних аудиторов по результатам открытого конкурса, разработана Политика управления независимостью внешнего аудитора Банка;
  • размер дивидендов рассчитывается из чистой прибыли, определенной в соответствии с МСФО, определена целевая минимальная доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов;
  • Банк имеет положительную дивидендную историю;
  • в Банке создан и активно функционирует Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами.

Практика Сбербанка в рамках компонента «Деятельность органов управления и контроля» характеризуется следующими ключевыми положительными сторонами:

  • в состав Наблюдательного совета входят семь независимых директоров, что составляет 50% от общего состава Наблюдательного совета. Из их числа определен старший независимый директор;
  • для состава Наблюдательного совета характерно гендерное разнообразие – среди избранных директоров три женщины;
  • в Банке действует Политика обеспечения преемственности членов Наблюдательного совета, составляется целевая «матрица компетенций»;
  • в Сбербанке разработана программа введения в должность вновь избранных членов Наблюдательного совета, регулярно организуются учебные сессии по повышению квалификации и получению дополнительных знаний для членов Наблюдательного совета;
  • большинство важных вопросов, рекомендованных Кодексом корпоративного управления к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Наблюдательным советом Банка на очных заседаниях, а соответствующее требование закреплено внутренними документами Банка. В целом, Наблюдательный совет проводит достаточное число очных заседаний;
  • Наблюдательный совет активно осуществляет функцию стратегического управления Банком;
  • по ряду важных вопросов, помимо предусмотренных законодательством, решение Наблюдательным советом принимается большинством не менее чем в три четверти голосов;
  • Банк активно использует цифровые инструменты для обеспечения работы членов Наблюдательного совета;
  • в Сбербанке существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Наблюдательного совета и членов исполнительных органов, действует практика страхования их ответственности;
  • Наблюдательный совет Сбербанка ежегодно проводит самооценку своей деятельности, а раз в три года к внешней оценке привлекается независимый консультант;
  • Комитет по аудиту сформирован только из независимых директоров, в Комитете по кадрам и вознаграждениям большинство (включая Председателя) составляют независимые директора. Число очных заседаний проводимых указанными Комитетами оценивается как достаточное;
  • Наблюдательным советом Банка утверждены внутренние документы, регулирующие вопросы вознаграждения и мотивации членов исполнительных органов Банка. При этом вознаграждение членов исполнительных органов зависит как от краткосрочных, так и от долгосрочных результатов деятельности Банка;
  • в Банке утвержден Регламент формирования и управления кадровым резервом и сформирован кадровый резерв на должности руководителей высшего и среднего уровней; Наблюдательный совет контролирует процесс управления кадровым резервом Банка;
  • Наблюдательный совет ежегодно проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
  • В Банке создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Служба внутреннего аудита, ее функции соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления, предусмотрена ее функциональная подотчетность Наблюдательному совету/Комитету по аудиту;
  • в Банке разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, а также создана Служба управления рисками – совокупность внутренних подразделений, отвечающих за выполнение ключевых функций по управлению рисками;
  • в Сбербанке идентифицируют и оценивают киберриски, Наблюдательный совет контролирует данный процесс;
  • в Банке создана отдельная должность Корпоративного секретаря, функции и полномочия, закрепленные за Корпоративным секретарем, в полной мере соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления.

Среди ключевых положительных моментов, характеризующих практику Сбербанка в рамках компонента «Раскрытие информации», эксперты выделяют следующие:

  • Наблюдательный совет осуществляет контроль за реализацией информационной политики Банка;
  • в Сбербанке созданы структурные подразделения по взаимодействию с акционерами и инвесторами, их контакты размещены на корпоративном сайте. Регулярно проводятся встречи и презентации для акционеров и инвесторов с участием членов органов управления Банка;
  • на сайте Банка раскрыта подробная информация о членах органов управления Банка, о Корпоративном секретаре;
  • в годовом отчете Банк раскрывает информацию об индивидуальном размере вознаграждения, выплаченного членам Наблюдательного совета;
  • Банком раскрывается информация о размере и структуре вознаграждения, выплаченного внешнему аудитору;
  • Годовой отчет за 2020 год подготовлен в соответствии с требованиями законодательства и содержит значительный объем дополнительной информации в соответствии с рекомендациями Кодекса корпоративного управления;
  • регулярно пополняется и обновляется Интернет-сайт Банка, на котором размещается большой объем актуальной информации;
  • создан отдельный раздел на сайте Банка с информацией о работе Наблюдательного совета.

Практика Сбербанка в рамках компонента «Устойчивое развитие и ESG» высоко оценивается экспертами и характеризуется следующими положительными сторонами:

  • в рамках Стратегии развития Сбербанка утверждена ESG-стратегия, определены стратегические цели по соответствующим трем направлениям;
  • Наблюдательный совет Банка должным образом вовлечен в управление ESG-вопросами, предварительно их рассматривает Комитет по стратегическому планированию и устойчивому развитию;
  • в составе Наблюдательного совета избран куратор по ESG-вопросам;
  • в Банке функционирует система управления ESG-рисками, интегрированная в общую систему управления рисками; Наблюдательный совет осуществляет контроль за ESG-рисками;
  • Банком разработана Климатическая стратегия, определены целевые показатели по сокращению углеродного следа, Наблюдательный совет осуществляет контроль за климатическими рисками;
  • в систему мотивации высшего менеджмента включены показатели, учитывающие ESG-факторы;
  • в Банке утверждена и размещена на сайте комплексная Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития (Политика в области ESG и УР);
  • Наблюдательным советом Банка утвержден Кодекс корпоративной этики, документ размещен в публичном доступе;
  • в Банке действует Политика по противодействию коррупции, функционирует «горячая линия», Наблюдательный совет рассматривает вопросы, касающиеся комплаенс-системы;
  • Банк реализует многочисленные корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
  • Банк активно осуществляет разнообразные проекты в рамках экологической политики, развивает концепцию «зеленого офиса», разнообразные инструменты «зеленого финансирования»;
  • в Сбербанке действует Кодекс корпоративной социальной ответственности при осуществлении закупочной деятельности, Банк предъявляет к своим поставщикам экологические и этические требования;
  • Банк осуществляет подготовку и раскрытие интегрированной отчетности по стандартам GRI;
  • в 2021 году Банк впервые подготовил отчет о выбросах парниковых газов по стандартам CDP.

Что касается ключевых направлений в практике корпоративного управления Сбербанка, требующих дополнительной проработки, эксперты, в первую очередь, относят к ним нерасширение полномочий Наблюдательного совета Банка в части принятия решений по существенным сделкам, а также ряда вопросов, касающихся подконтрольных организаций.

Таким образом, в результате переоценки по обновленной методике и с учетом произошедших корпоративных событий ПАО Сбербанк присваивается НРКУ 8++, таким образом, Банк сохраняет свою позицию лидера по качеству корпоративного управления и управления устойчивым развитием среди российских компаний, имеющих НРКУ.

В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 8++ следует существенной части рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Риски заинтересованных сторон, связанные с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием, незначительны.

Кратко о Банке

ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов. Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются клиенты в 18 странах мира. Банк располагает обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк), www.sberbank.ru.

В 2020 году Сбербанк провёл ребрендинг и предлагает частным и корпоративным клиентам финансовые и нефинансовые услуги банка и компаний Группы Сбербанк. Экосистема Сбера сегодня — это множество сервисов для жизни, ежедневная помощь в решении насущных задач частных клиентов и бизнеса. Сайт экосистемы Сбера — www.sber.ru.

 

Дополнительная информация:
Никитчанова Екатерина Владимировна
Заместитель директора — руководитель Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
nikitchanova@rid.ru

Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
likhacheva@rid.ru

Предыдущие пресс-релизы:
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 15.10.2020
Пресс-релиз присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 07.11.2019
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 17.09.2018
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 20.12.2017
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 18.01.2017