Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. № 191-р утверждена государственная программа «Управление федеральным имуществом» (текст распоряжения)
Текстовая часть
государственной программы Российской Федерации
“Управление федеральным имуществом”
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В целях настоящей Государственной программы:
- под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами, имущество государственной казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки, за исключением недр, лесных участков в составе земель лесного фонда и других природных ресурсов, принадлежащих Российской Федерации;
- под компаниями с государственным участием понимаются хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности (вне зависимости от величины);
- под федеральными организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, федеральные государственные учреждения, иные организации, которым предоставлены полномочия по управлению федеральным имуществом;
- под объектами управления понимаются отдельные объекты федерального имущества, компании с государственным участием и федеральные организации;
- под малоценными объектами понимаются объекты, соответствующие критериям, которые будут определены прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
- под субъектами управления понимаются ответственные лица в компании с государственным участием, федеральной организации, федеральном органе государственной власти (федеральном государственном органе), которым предоставлены полномочия по управлению федеральным имуществом;
- под коммерческим оборотом понимается передача объектов федерального имущества в собственность либо в пользование третьих лиц с целью извлечения прибыли;
- под профессиональными директорами понимаются лица, которые избраны в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в качестве независимых директоров и профессиональных поверенных.
В период с начала действия Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября1999 г. № 1024, процессы управления федеральным имуществом носили разнонаправленный характер.
С одной стороны, продолжался с разной степени интенсивности процесс оптимизации состава и структуры федерального имущества, в том числе путем его приватизации, вовлечения в оборот и перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в связи с разграничением полномочий.
С другой стороны, произошло смещение акцентов в роли государства по сравнению с периодом 1990-х годов, в сторону усиления его влияния. Формально кризис конца первого десятилетия XXI века не привел к масштабному прямому росту государственного сектора, имея в виду появление новых хозяйствующих субъектов, поскольку избранные государством приоритеты антикризисной политики были ориентированы на минимизацию прямого расширения государственного участия. Более того, официальные данные Росстата свидетельствуют о продолжающемся сокращении доли госсектора в экономике России. Тем не менее, экспертные оценки сходятся на том, что доля государства в экономике России возросла как в результате действий компаний смешанного сектора на рынке корпоративного контроля, так и вследствие косвенных антикризисных мер государства. В частности, усилилось косвенное влияние контролируемых государством банков и структур, выступивших в качестве его агентов при реализации антикризисных мероприятий, причем масштабы этого процесса и потенциал дальнейшего роста государственного влияния также до конца остаются не вполне ясными.
По имеющимся оценкам экспертов, федеральные и региональные власти контролировали примерно 40% рыночной капитализации российского фондового рынка в конце 2007 г., по сравнению с 24% в 2004 г. К началу 2008 года “глубина концентрации собственности” в руках государства в рамках базы “Эксперт-400” составила порядка 40 – 45%.
В 2009 году этот показатель оценивался различными экспертами в пределах 50%.
Таким образом, важно понимание, что позитивный эффект масштабной государственной интервенции в экономику в кризисной фазе становится преимущественно негативным, когда экономика вступает в фазу стабильного долгосрочного экономического роста. В этой связи, на первый план выходит обеспечение достижения тех принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября2008 г. № 1662-р.
В течение последних лет созданы необходимые условия для достижения следующих целей и задач в области управления федеральным имуществом:
- нормативное закрепление моделей управления федеральным имуществом, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений, для компаний с государственным участием;
- создание условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в компаниях с государственным участием путем привлечения независимых директоров, внедрения программ стратегического планирования деятельности, современных методов управления и представления отчетности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
- расширение правовых оснований для реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий и их преобразования в открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также в автономные некоммерческие организации;
- создание правовых условий для оптимизации механизмов управления федеральными государственными учреждениями, включая возможность изменения типа на казенные, бюджетные и автономные учреждения;
- законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность независимой оценки, проведения торгов и размещения информации на едином специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- законодательное определение порядка передачи для использования по целевому назначению находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, а также условий вовлечения в оборот объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- повышение ответственности в части информационной открытости приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в сети “Интернет”, расширения перечня таких сведений, а также введения обязанности по раскрытию информации подлежащими приватизации организациями;
- совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем перехода к разработке и утверждению прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на 3-летний период, а также путем организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;
- развитие инструментов приватизации путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме, а также новых правил продажи посредством публичного предложения, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся;
- формирование новых методов продажи, позволяющих проводить отдельные сделки по продаже акций ведущих компаний с государственным участием, в том числе с привлечением инвестиционных консультантов, на основании решений Правительства Российской Федерации в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики.
Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство первоочередных задач, определенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению следующих системных проблем:
- избыточность федерального имущества с точки зрения исполнения государственных функций;
- двойственность и противоречивость положения государства как регулятора и акционера крупных компаний с государственным участием;
- нарушение принципов справедливой конкуренции в секторах со значительным участием государства;
- избыточная активность крупных компаний с государственным участием по приобретению активов в конкурентных отраслях, в том числе наращивание непрофильных активов, вступающее в противоречие с инвестиционными программами (программами развития);
- отсутствие однозначно определенных целей управления федеральным имуществом и полноты учета объектов федерального имущества;
- недостаточная эффективность управления федеральным имуществом, приводящая к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций или потере контроля над объектами управления;
- недостаточный уровень корпоративного управления компаний с государственным участием, включая низкий уровень защиты прав миноритарных акционеров и недостаточный объем прав по доступу к информации;
- недостаточная мотивация и ответственность всех участников процесса управления федеральным имуществом, в том числе лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием;
- избирательность контроля эффективности использования федерального имущества и хода реализации декларируемых целей и задач;
- низкая техническая обеспеченность взаимодействия участников управления, приводящая к ограничению доступности государственных услуг в сфере управления федеральным имуществом, а также открытости информации о целях, задачах и результатах управления федеральным имуществом.
Государственная политика по управлению федеральным имуществом, в развитие которой положена настоящая государственная программа, направлена на достижение следующих целей:
- однозначное определение и формирование исчерпывающего состава федерального имущества, необходимого для выполнения государственных функций федеральными государственными органами и находящимися в их ведении федеральными организациями;
- создание эффективной системы управления федеральным имуществом, обеспечивающей в соответствии с функциями федеральных государственных органов формирование механизмов оценки востребованности и необходимости объектов управления, а также регламентов их включения и исключения из контура управления;
- эффективное отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;
- создание эффективной системы учета и контроля федерального имущества в единой системе учета и управления федеральным имуществом.
Достижение указанных целей позволит обеспечить:
- оптимизацию состава и структуры федерального имущества на макро- и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, а также формирование экономической основы деятельности публично-правовых образований (с точки зрения обеспечения осуществления задач и интересов Российской Федерации);
- повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управления, повышения уровня их корпоративного управления и информационной прозрачности;
- ограничение расширения государственного сектора экономики, в том числе путем установления и соблюдения системы адекватных запретов и ограничений, замещения прямого участия государства в экономике мерами отраслевого и иного регулирования, а также соблюдения планомерности, устойчивости и гарантий долгосрочности реализации заявленных целей и задач.
Ключевыми показателями достижения указанных целей являются:
- обеспечение определения целей управления для федеральных государственных унитарных предприятий и компаний с государственным участием до 100 процентов 2015 году, для федеральных государственных учреждений – до 100 процентов к 2018 году (определение целей управления применительно к каждой из указанных организаций и отражение соответствующих целей в единой системе учета и управления федеральным имуществом);
- увеличение доли акций компаний с государственным участием, обращающихся на российском организованном рынке ценных бумаг, и их поэтапное удвоение к 2018 году (увеличение количества контролируемых Российской Федерацией открытых акционерных обществ, акции которых допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг);
- обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и публичности компаний с государственным участием к 2018 году (обеспечение достижения указанными организациями ключевых показателей деятельности, сопоставимых с компаниями, являющимися ведущими мировыми аналогами);
- отсутствие федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, к 2018 году;
- обеспечение полноты учета всех объектов федерального имущества в единой системе учета и управления федеральным имуществом к 2015 году и государственной регистрации прав на них к 2018 году;
- достижение бюджетных показателей по поступлениям средств от использования и продажи федерального имущества.
В основу настоящей государственной программы положены следующие принципы управления федеральным имуществом:
- принцип определенности – формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способы ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
- принцип прозрачности – обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
- принцип обеспечения баланса интересов – принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;
- принцип непрерывности осуществления контроля – непрерывный контроль за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;
- принцип проектного подхода – определение планов достижения целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности;
- принцип ответственности – обеспечение ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности;
- принцип полноты, результативности и эффективности управления федеральным имуществом – обеспечение полного учета, отражения и мониторинга объектов федерального имущества, в том числе путем развертывания единой системы учета и управления федеральным имуществом, основанной на единой методологии учета и процессном управлении, необходимости достижения наилучшего результата и установленных показателей деятельности.
Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, описание целей и задач, а также описание сроков и этапов реализации государственной программы
Государственная программа “Управление федеральным имуществом” (далее – государственная программа) подготовлена в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Государственная программа направлена на реализацию целей и задач и определяет систему необходимых мероприятий с указанием сроков реализации, ресурсного обеспечения, планируемых показателей и ожидаемых результатов реализации государственной программы.
Также государственная программа определяет основные цели и задачи управления государственным материальным резервом, систему мероприятий по их достижению с указанием сроков реализации, ресурсного обеспечения, планируемых показателей и ожидаемых результатов реализации государственной программы.
Достижение целей управления федеральным имуществом в соответствии с обозначенными принципами осуществляется в рамках таких ключевых направлений, как определение целевой функции, управление отчуждением или развитием объекта федерального имущества, управление рисками, учет и мониторинг.
Направление по определению целевой функции управления объектом федерального имущества предусматривает достижение конечной цели управления – разгосударствления или стратегического развития и включает в себя:
- вовлечение объектов федерального имущества в коммерческий оборот для привлечения инвестиций, в том числе в технологическое развитие и модернизацию производства;
- развитие объектов федерального имущества для наиболее полной реализации функций государственного управления и развития Российской Федерации.
Для обеспечения определения целевой функции управления каждым объектом необходимо решить следующие задачи:
- сопоставление объектов управления с задачами и интересами Российской Федерации как публично-правового образования, в том числе с полномочиями, которые возложены на федеральные органы государственной власти;
- формирование действенной системы управления, предусматривающей достижение определенных целевых функций путем реализации “дорожных карт”;
- формирование действенной системы определения структурного состава федерального имущества как бизнес-единицы (“бизнес, а не здание”) и последовательности разгосударствления объектов федерального имущества.
Сопоставление объектов управления с задачами и интересами Российской Федерации как публично-правового образования, в том числе с полномочиями, которые возложены на федеральные органы государственной власти, предусматривает:
- определение целевой функции управления объектом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (далее – уполномоченный федеральный орган), исходя из презумпции того, что подлежат разгосударствлению все объекты федерального имущества, за исключением тех, которые определены как необходимые для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации (принцип “продавай либо объясняй”);
- формирование и утверждение единых перечней подлежащих сохранению в федеральной собственности федеральных организаций и компаний с государственным участием, в отношении которых будут определены целевые функции стратегического развития, достижение которых будет обеспечиваться реализацией соответствующих структурированных и формализованных планов – графиков (далее – “дорожные карты”).
Формирование действенной системы управления, предусматривающей достижение определенных целевых функций путем реализации “дорожных карт”, включает в себя:
- определение “дорожных карт” в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в федеральные казенные предприятия или федеральные государственные учреждения, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных капиталах) которых подлежат сохранению в федеральной собственности;
- определение “дорожных карт” в отношении подлежащих сохранению в федеральной собственности федеральных государственных учреждений, федеральных казенных предприятий.
Формирование действенной системы определения структурного состава федерального имущества как бизнес-единицы (“бизнес, а не здание”) и последовательности разгосударствления объектов федерального имущества предусматривает:
- определение методологии “дорожных карт” в отношении объектов федерального имущества, подлежащих разгосударствлению;
- определение для каждого объекта способов его вовлечения в коммерческий оборот с учетом структуры объекта, спроса и потребностей инвесторов, состояния рынков, регуляторной среды, а также при необходимости проведение мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности объектов федерального имущества, к проведению которых также привлекаются управляющие компании, оценщики, аудиторы, инвестиционные, финансовые, юридические и иные консультанты;
- создание механизма формирования прогнозных планов (программ) приватизации, утверждаемых Правительством Российской Федерации, на основании “дорожных карт” разгосударствления объектов федерального имущества, за исключением малоценных объектов.
Нормативно-правовое регулирование и методы вовлечения объектов в коммерческий оборот должны быть едины на всей территории Российской Федерации.
Направление по управлению отчуждением объекта федерального имущества предусматривает обеспечение достижения оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизацию состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики.
Ключевыми задачами этого направления являются:
- переход от продажи отдельного имущества или объектов к продаже бизнес-единиц;
- повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики;
- совершенствование мер вовлечения объектов в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией, что предполагает реформирование системы продаж;
- совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки и продажи государственного имущества;
- поэтапное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также оптимизация состава иных федеральных организаций.
Переход от продажи отдельного имущества или объектов к продаже бизнес-единиц предусматривает:
- реализацию дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот объектов федерального имущества с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости проведение мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов;
- утверждение регламентов и типовых документов проведения мероприятий по предварительному анализу инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов;
- организацию проведения процедур анализа и проверки федерального имущества, позволяющих наиболее полно сформировать представление об объектах федерального имущества, подлежащих вовлечению в оборот;
- утверждение “дорожных карт” по проведению мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов федерального имущества, подлежащих вовлечению в оборот, с привлечением к осуществлению соответствующих мероприятий управляющих компаний, аудиторов, финансовых и иных консультантов;
- реализацию среднесрочных прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества.
Повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики предусматривает:
- формирование механизмов разработки планов-графиков проведения продажи по крупным компаниям с государственным участием на среднесрочную перспективу, подготовленных с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости проведения мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов, изменения бизнес-модели, стратегии и качества корпоративного управления компании, тарифных, налоговых и социальных аспектов регулирования;
- внедрение системы мотивации для ключевых участников продажи (руководства подлежащей приватизации компании и продавца);
- подготовку с учетом передового международного опыта регламентов предпродажной подготовки и отчуждения акций крупных инвестиционно-привлекательных компаний, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, с целью привлечения инвестиций, стимулирования развития конкуренции, модернизации и технологического развития экономики;
- проведение Правительством Российской Федерации регулярного мониторинга исполнения планов по подготовке и реализации сделок, предусмотренных утвержденными “дорожными картами” в отношении указанных объектов;
- обеспечение улучшения публичного восприятия приватизации, в том числе путем проведения общественных обсуждений, освещения в средствах массовой информации ключевых этапов и итогов каждой сделки.
Совершенствование мер вовлечения объектов в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией предусматривает реформирование системы продаж путем:
- расширения практики продажи федерального имущества на электронных торгах, в том числе имущества федеральных организаций, акций (долей) в уставных капиталах компаний с государственным участием, приватизируемого имущества, а также унификации процедур проведения торгов;
- распространения практики проведения торгов в электронной форме на конфискованное, а также иное имущество, обращенное в собственность государства;
- перехода к активным маркетинговым мероприятиям, в том числе путем создания центров обработки звонков, расширения рекламного сопровождения продаж;
- развития единого информационного пространства для размещения информации о проведении торгов, в том числе по продаже федерального имущества (www.torgi.gov.ru);
- раскрытия информации о подлежащих продаже объектах с использованием современных информационных технологий;
- расширения практики привлечения юридических лиц для организации и (или) осуществления от имени Российской Федерации продажи федерального имущества, в том числе в качестве стратегических, финансовых и юридических консультантов и продавцов;
- распространения наилучших практик, инструментов и методов продажи федерального имущества на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки и продажи государственного имущества предусматривает:
- повышение гибкости инструментов приватизации, в том числе упрощение порядка планирования продажи малоценных объектов во взаимосвязи с усилением общественного контроля за ее реализацией, использование производных финансовых инструментов, развитие частно-государственного партнерства, внедрение иных зарубежных практик, а также развитие и унификацию конкурсных процедур, в том числе по отчуждению имущества по итогам проведения конкурентных переговоров;
- расширение информационного сопровождения продажи путем перехода к обязательным регулярным публикациям в сети “Интернет”, а также постепенного отказа от печатной формы извещений при вовлечении в оборот объектов федерального имущества;
- упрощение процедур доступа претендентов к участию в торгах, в том числе путем расширения сети приема заявок и сокращения необходимых документов, совершенствование порядка признания претендентов участниками продажи, в первую очередь с использованием современных информационных средств;
- внедрение “постприватизационного” мониторинга управления и распоряжения объектов имущества с целью обеспечения контроля за выполнением обязательств новыми собственниками.
Поэтапное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также оптимизация состава иных федеральных организаций предусматривают:
- утверждение уполномоченным федеральным органом “дорожных карт” достижения целевых функций управления в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих реорганизации, в том числе преобразованию в хозяйственные общества, иные организационно-правовые формы;
- введение нормативных ограничений по созданию новых федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением случаев создания при реорганизации), а также внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление переходного периода преобразования унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы, преимущественно хозяйственные общества, введение правовых последствий для предприятий, не завершивших преобразование в переходный период;
- отмену утративших актуальность ограничений на приватизацию государственного имущества, а также введение для новых владельцев обременений (ограничений) их прав по использованию и распоряжению соответствующим имуществом;
- упрощение порядка проведения государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на объекты
- недвижимого имущества, в том числе уменьшение размера государственной пошлины за регистрацию вещных прав на государственное имущество, определение в качестве необходимых и достаточных оснований для регистрации права наличия выписки из реестра федерального имущества и документов технической инвентаризации;
- создание законодательных оснований для предоставления возможности собственнику имущества федеральных организаций, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий, принимать решение об изъятии федерального имущества, закрепленного за этими организациями, в административном порядке в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
- совершенствование порядка проведения ликвидационных процедур в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, либо их исключения из единого государственного реестра юридических лиц;
- усиление координации уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях защиты интересов государства при проведении процедур банкротства федеральных государственных унитарных предприятий и компаний с государственным участием, в том числе путем утверждения регламента взаимодействия;
- привлечение управляющих компаний к осуществлению функций единоличного исполнительного органа компаний с государственным участием и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в целях проведения реструктуризации хозяйствующих субъектов и их подготовки к приватизации;
- формирование предложений по дальнейшему сокращению перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 августа2004 г. № 1009.
Направление по управлению развитием объекта федерального имущества предусматривает обеспечение повышения эффективности модели управления компаниями с государственным участием, действенное управление объектами федерального имущества, закрепленного за федеральными организациями, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации.
Ключевыми задачами этого направления являются:
- повышение эффективности управления компаний с государственным участием;
- повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием;
- повышение эффективности деятельности вертикально интегрированных структур и холдингов;
- совершенствование механизмов реализации прав Российской Федерацией как акционером;
- обеспечение эффективного управления, целевого использования и сохранности объектов федерального имущества, закрепленных за федеральными организациями;
- минимизация количества объектов, составляющих государственную казну Российской Федерации (временное состояние нахождения федерального имущества);
- обеспечение имущественной основы деятельности федеральных органов государственной власти, а также иных организаций в случаях, установленных нормативными правовыми актами;
- обеспечение имущественной основы деятельности федеральных органов государственной власти, а также иных организаций в случаях, установленных нормативными правовыми актами;
- обеспечение рационального, эффективного использования находящихся в федеральной собственности земельных участков и максимизации доходности.
Повышение эффективности управлениями компаний с государственным участием предусматривает:
- внедрение уполномоченным федеральным органом совместно с профессиональными общественными объединениями механизмов оценки качества корпоративного управления компаний с государственным участием, основанной на принципах открытости, независимости проведения, а также сопоставимости;
- обеспечение публичности сохраняемых в федеральной собственности компаний с государственным участием путем поэтапного вывода компаний на организованный рынок ценных бумаг;
- ограничение приобретения компаниями с государственным участием и их дочерними и зависимыми обществами акций и долей хозяйственных обществ путем реализации нормативно установленных процедур согласования принятия соответствующих решений;
- подготовку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов в целях оптимизации корпоративной структуры и привлечения инвестиций, в том числе для финансирования инвестиционных программ;
- реализацию конкурсной модели осуществления закупочной деятельности;
- обеспечение реализации нормативно установленных принципов дивидендной политики, предусматривающих выплату гарантированного минимума дивидендов Российской Федерации как акционеру при соблюдении интересов иных акционеров, утверждение положений о дивидендной политике в компании.
Повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием предусматривается путем:
- обеспечения внедрения элементов передового корпоративного законодательства;
- расширения практики внедрения документов стратегического планирования деятельности (включая систему ключевых показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития);
- установления совместно с профессиональными общественными объединениями квалификационных требований к профессиональным директорам, предусматривающих наличие опыта, определенных компетенций и навыков, подтвержденных общепризнанными мировыми сертификатами;
- расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения руководителей в компании с государственным участием, в том числе профессиональных директоров, а также оценки эффективности их деятельности;
- повышения действенности органов управления компаний с государственным участием, в том числе совершенствования порядка деятельности ревизионных комиссий, включая разработку типовых форм документов, привлечение профессиональных директоров, а также расширение практики проведения ротации аудиторских компаний;
- упрощения корпоративных процедур в хозяйственных обществах, доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, в том числе путем перехода к формированию советов директоров по территориальному либо отраслевому принципу;
- совершенствования института “золотой акции” (вплоть до отказа);
- обеспечения учета прав миноритарных акционеров на доступ к информации компаний с государственным участием, их дочерних и зависимых обществ;
- утверждения и реализации принципов совершения компаниями с государственным участием корпоративных действий, обеспечивающих прозрачность их совершения, учет мнения иных акционеров и защиту их прав.
Повышение эффективности деятельности вертикально интегрированных структур и холдингов предусматривается путем:
- оптимизации корпоративной структуры;
- расширения практики привлечения профессиональных директоров в органы управления, в том числе в органы управления дочерних и зависимых обществ;
- распространения принципов корпоративного управления на государственные корпорации.
Совершенствование механизмов реализации прав Российской Федерацией как акционером предусматривается путем:
- поэтапного отказа от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности, страхования их ответственности;
- развития механизмов взаимодействия федеральных государственных органов с лицами, входящими в органы управления, иными акционерами.
Обеспечение эффективного управления, целевого использования и сохранности объектов федерального имущества, закрепленных за федеральными организациями, предусматривается путем:
- законодательной унификации процедуры вовлечения объектов федерального недвижимого имущества в оборот преимущественно на торгах, проводимых в том числе в электронной форме;
- повышения эффективности управления федеральным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными организациями, а также проработки возможности предоставления им федерального имущества на иных основаниях;
- развития механизмов частно-государственного партнерства при управлении объектами федерального недвижимого имущества, включая концессионные соглашения, разработку и реализацию проектов по развитию инфраструктурных объектов, находящихся в федеральной собственности;
- внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования федерального имущества, закрепленного за федеральными организациями, в том числе используемого по договорам третьими лицами;
- обеспечения сохранности федерального имущества путем страхования рисков при передаче по договорам третьим лицам, а также соблюдения охранных обязательств в отношении объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации;
- создания условий по недопущению проявления коррупционных нарушений в процессе управления объектами недвижимого имущества;
- совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания имущественной поддержки путем предоставления объектов федерального имущества на основании унификации процедур и информационной открытости;
- развития единого информационного пространства проведения торгов по предоставлению федерального имущества в аренду, безвозмездное пользование либо вовлечение в оборот иным образом;
- разработки и реализации программы отчуждения непрофильных активов федеральных организаций.
Минимизация количества объектов, составляющих государственную казну Российской Федерации (временное состояние нахождения федерального имущества), предусматривает:
- установление нормативных ограничений по нахождению в государственной казне Российской Федерации объектов, имеющих “отраслевую принадлежность”, а также стимулирование к передаче объектов “отраслевым” федеральным организациям либо передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность;
- внесение изменений в гражданское законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы наследования имущества, которые предусматривают законодательное определение муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в качестве наследников выморочного имущества, представленного помимо жилых помещений, также иными объектами, включая здания, строения и сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
- внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, в том числе путем создания условий для использования электронных торгов;
- внесение изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования порядка перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями, в том числе уточнения оснований для принятия решений о передаче имущества;
- обеспечение достаточного финансирования содержания имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также нормативное закрепление принципа следования финансирования за объектом в случае его передачи федеральной организации, отчуждения иному публично-правовому образованию, в том числе в целях обеспечения использования по целевому назначению;
- обеспечение передачи находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения религиозным организациям в безвозмездное пользование либо в собственность для использования по целевому назначению;
- обеспечение безусловного приоритета возмездности передачи в пользование и вовлечения в оборот с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
- обеспечение вовлечения имущества, составляющего казну Российской Федерации, в том числе объектов незавершенного строительства, в хозяйственный оборот путем передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность для обеспечения экономической основы их деятельности, а также продажи на конкурсной основе.
Обеспечение имущественной основы деятельности федеральных органов государственной власти, а также иных организаций в случаях, установленных нормативными правовыми актами, предусматривается путем:
- проведения мероприятий по размещению соответствующих организаций в зданиях, отвечающих современным требованиям к эксплуатации и решению возложенных на органы власти полномочий;
- нормативного урегулирования случаев создания либо приобретения объектов недвижимого имущества в федеральную собственность
- с определением целей, для достижения которых осуществляется строительство либо приобретение, а также будущего правообладателя.
Обеспечение рационального, эффективного использования находящихся в федеральной собственности земельных участков и максимизации доходности предусматривается путем:
- установления границ и оформления земельно-правовых отношений на земельные участки;
- внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования земельных участков, в том числе переданных федеральным организациям (вне зависимости от ведомственной принадлежности), в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
- формирования предложений по переходу к экономическим методам понуждения к эффективному и целевому использованию федерального имущества, а также усиления ответственности в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения федеральным имуществом;
- взаимосвязи мероприятий по управлению федеральным имуществом с проведением процедур по территориальному планированию в части планируемого размещения объектов федерального значения;
- законодательного совершенствования порядка государственной регистрации прав Российской Федерации на земельные участки, распоряжения земельными участками, в том числе путем уточнения процедур изъятия земельных участков (в случае их неэффективного использования по целевому назначению), а также совершенствования иных правовых механизмов и условий в соответствии с Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 – 2017 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта2012 г. № 297-р;
- законодательного урегулирования вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и иных объектов недвижимости;
- обеспечения учета общественных интересов, установления и соблюдения ограничений по использованию особо ценных земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, а также представляющих особую научную, историко-культурную ценность;
- вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот для целей преимущественно жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, строительства инфраструктуры, путем передачи земельных участков Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства либо полномочий по управлению и распоряжению земельными участками органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечения учета рыночного спроса при формировании и предоставлении земельных участков;
- вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, в том числе для целей, не связанных со строительством, с предварительным повышением их ликвидности и стоимости, в том числе путем привлечения специализированных организаций, формирования участков, оформления необходимых документов;
- передачи неиспользуемых земельных участков в муниципальную собственность;
- расширения открытости и использования современных технологий при управлении земельными участками, в том числе внедрения электронных торгов, формирования полных и актуальных сведений об использовании участков;
- сокращения сроков и числа административных процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе путем подготовки типовых форм документов, утверждения административных регламентов.
Направление по управлению рисками предусматривает обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизацию возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств.
Ключевыми задачами этого направления являются:
- повышение ответственности субъектов управления за нарушение порядка управления федеральным имуществом, представление отчетности, а также достижение установленных показателей деятельности;
- формирование и развитие целостной системы мотивации и ответственности всех участников процесса управления федеральным имуществом;
- внедрение практики оценки эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, на которые возложено управление федеральным имуществом;
- усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением и использованием федерального имущества, достижением установленных показателей деятельности.
Повышение ответственности субъектов управления за нарушение порядка управления федеральным имуществом, представление отчетности, а также достижение установленных показателей деятельности предусматривается путем:
- нормативного расширения оснований для привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;
- совершенствования форм соответствующих отчетов об управлении федеральным имуществом и достижении установленных показателей деятельности компаний с государственным участием и порядка их представления.
Формирование и развитие целостной системы мотивации и ответственности всех участников процесса управления федеральным имуществом предусматривается путем:
- повышения профессионального уровня руководителей компаний с государственным участием и федеральных организаций, в том числе путем усиления квалификационных требований, развития системы предоставляемых гарантий, а также расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения;
- введения механизмов оценки эффективности деятельности лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием, руководителей федеральных организаций.
Внедрение практики оценки эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, на которые возложено управление федеральным имуществом, предусматривается путем оценки таких показателей, как результативность исполнения федерального бюджета, своевременность исполнения поручений и требований нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, эффективность управления федеральными организациями и компаниями с государственным участием, результативность приватизации федерального имущества (при наличии соответствующих полномочий), а также эффективность использования и обеспечение сохранности федерального имущества.
Усиление мониторинга и расширение форм контроля за управлением и использованием федерального имущества, достижением установленных показателей деятельности предусматривается путем:
- построения карты рисков (контрольной среды), разделения функциональных обязанностей между участниками процесса управления, а также внедрения системы автоматического контроля;
- формирования и реализации системы внешнего контроля, усиления взаимодействия органов управления федеральных имуществом с государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору, при проведении контрольных мероприятий, а также обеспечения общественного контроля за управлением федеральным имуществом, включая вовлечение объектов в хозяйственный оборот;
- контроля ключевых параметров управления федеральным имуществом, включая формирование долгосрочного прогноза результатов деятельности, оценку эффективности управления федеральным имуществом, в том числе с учетом основных финансовых результатов, оценку влияния отдельных направлений на совокупный результат деятельности, а также привязку текущих целей к стратегическим ориентирам;
- создания органами, уполномоченными в сфере управления федеральным имуществом, системы внутреннего контроля, в том числе путем формирования единых принципов осуществления внутреннего контроля, перехода к регулярному получению и анализу данных для осуществления текущего мониторинга деятельности и обеспечения координации взаимодействия с органами внешнего контроля;
- регламентации процедур осуществления контрольных мероприятий, определения единых стандартов и оснований оценки эффективности управления федеральным имуществом.
Направление по совершенствованию учета и мониторинга предусматривает создание единой системы учета и управления федеральным имуществом и обеспечение механизмов сбора, обработки, представления и мониторинга информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов федерального имущества.
Ключевыми задачами этого направления являются:
- повышение эффективности учета федерального имущества через определение состава и уровня детализации объектов учета;
- формирование и развертывание единой системы учета и управления федеральным имуществом;
- формирование системы управления и хранения документов (библиотеки управленческих решений) путем перевода существующего бумажного архива документов в сфере управления федеральным имуществом в электронный вид, а также перехода к взаимодействию субъектов управления в электронной форме;
- формирование системы статистического наблюдения за сферой управления федеральным имуществом в целях получения информации о структурных изменениях, а также для оценки эффективности управления федеральным имуществом в режиме постоянного мониторинга;
- формирование новых каналов взаимодействия субъектов управления федеральным имуществом, потенциальных инвесторов и общественности.
Повышение эффективности учета федерального имущества через определение состава и уровня детализации объектов учета предусматривается путем:
- проведения комплекса мероприятий по выявлению и учету имущества, формированию в отношении него полных и достоверных сведений в рамках инвентаризации федерального имущества;
- увеличения уровня детализации данных по объектам управления в части параметров, требуемых для принятия квалифицированных управленческих решений;
- обеспечения полноты учета информации по правообладателям и иными лицами;
- обеспечения персонального закрепления ответственных лиц (правообладателей) за объектами управления.
Формирование и развертывание единой системы учета и управления федеральным имуществом предусматривается путем:
- реализации системы сбора, хранения и обработки информации о текущем состоянии управления федеральным имуществом;
- реализации механизма контроля целевых и индикативных показателей эффективности использования федерального имущества для обеспечения функций мониторинга финансово-экономической деятельности компаний с государственным участием;
- внесения изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие создание правовых условий для функционирования единой системы учета и управления федеральным имуществом;
- развертывания уполномоченным органом механизма пообъектного управления федеральным имуществом;
- формирования методологии учета финансовых параметров объектов в единой системе учета и управления федеральным имуществом, а также методики сравнительного анализа эффективности управления объектами;
- построения системы объединения (интеграции) данных различных государственных реестров и информационных систем для повышения достоверности и снижения совокупных издержек ведения реестров.
Формирование системы управления и хранения документов (библиотеки управленческих решений) предусматривается путем перевода существующего бумажного архива документов в сфере управления федеральным имуществом в электронный вид, а также перехода к взаимодействию субъектов управления в электронной форме.
Формирование системы статистического наблюдения за сферой управления федеральным имуществом в целях получения информации о структурных изменениях, а также для оценки эффективности управления федеральным имуществом в режиме постоянного мониторинга предусматривается путем:
- подготовки соответствующих нормативных правовых актов и утверждения форм федерального статистического наблюдения;
- поэтапного формирования и представления статистической отчетности.
Формирование новых каналов взаимодействия субъектов управления федеральным имуществом, потенциальных инвесторов и общественности предусматривается путем:
- развития единого общедоступного информационного ресурса по управлению федеральным имуществом, позволяющего осуществлять межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, на которых возложено управление имуществом;
- увеличения числа государственных услуг, оказываемых в отношении объектов федерального имущества, в электронной форме;
- отказа от печатных средств массовой информации в качестве обязательных каналов доставки информации о федеральном имуществе при сохранении и развитии в качестве обязательных информационно-телекоммуникационных средств;
- формирования широкого экспертного сообщества в области управления федеральным имуществом, в том числе образования общественного совета.
- Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей государственной программы является необходимым условием для обеспечения роста и проведения структурных изменений экономики Российской Федерации. Определение и формирование оптимальной структуры федерального имущества позволят не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов государства, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики. Дополнительным эффектом реструктуризации федерального имущества должно стать высвобождение трудовых ресурсов, задействованных в настоящее время в государственном секторе, что в условиях ограниченности рынка труда является еще одним важным фактором успешного развития. Планируемые изменения позволят повысить мобильность экономики Российской Федерации в условиях усиления глобальной конкуренции и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата, снижению избыточных административных и иных ограничений, укреплению позиций российских компаний на мировых высокотехнологических рынках.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы
В рамках государственной программы и для достижения обозначенных выше целей и задач государственной программы планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий:
I. В рамках подпрограммы “Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации” государственной программы планируется осуществление следующих мероприятий:
- определение целей управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее – компании с государственным участием), федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества и иными объектами;
- обеспечение эффективного отчуждения объектов федерального имущества, в целях достижения оптимального состава и структуры федерального имущества и сокращения доли государства в экономике, привлечение инвестиций в объекты федерального имущества, востребованные в коммерческом обороте, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных секторах экономики;
- повышение эффективности управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее – компаниями с государственным участием), объектами федерального имущества, закреплены на праве хозяйственного ведения и оперативного управления федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также иными объектами федерального имущества, в том числе составляющими имущество государственной казны Российской Федерации;
- повышения контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализаций неблагоприятных событий и обстоятельств;
- формирование единой системы учета и управления федеральным имуществом, обеспечивающей механизмы сбора, консолидации и предоставления информации для принятия управленческих решений и анализа эффективности результатов управления объектами федерального имущества.
II. В рамках подпрограммы “Управление государственным материальным резервом” планируется осуществление мероприятий, направленных на формирование современной эффективной системы управления государственным материальным резервом.
4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
Реализация государственной программы предполагает осуществление комплекса мер государственного правового регулирования.
В частности, планируется подготовка проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ведомственных актов, которые составят правовую основу для реализации системы мероприятий, направленных на решение задач, указанных в предыдущем разделе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы
Оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы не предусмотрено.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации
Участие субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы не предусмотрено.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов, как субъектов, осуществляющих реализацию мероприятий государственной программы, не предполагается.
8. Обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ
Для обеспечения достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках государственной программы предусмотрена реализация 2 подпрограмм:
1. Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации;
2. Управление государственным материальным резервом;
Подпрограммы носят функциональный характер и могут быть реализованы в каждой установленной сфере деятельности уполномоченных органов государственной власти. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий подпрограмм определяется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа2010 г. № 588.
Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений реализации экономической политики в сфере управления федеральным имуществом и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов государственной программы.
9. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Объем средств на 2013 – 2015 гг. определяется Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ “О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”. Финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено.
Сведения о финансовом обеспечении подпрограмм, основных мероприятий государственной программы по годам ее реализации представлены в таблице 6. Прогнозная оценка объемов финансового обеспечения реализации программных мероприятий из всех источников финансирования приведена в таблице 7 в разрезе подпрограмм по годам реализации государственной программы.
Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели государственной программы и оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации основных мероприятий представлены в таблице 13 и таблице 14 соответственно. Обоснование дополнительной потребности в финансовых ресурсах
для достижения ожидаемых непосредственных результатов также представлено в текстовой части подпрограмм государственной программы.
В части управления государственным материальным резервом информация об обосновании объема финансовых ресурсов является секретной.
10. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Риск неуспешной реализации государственной программы, при исключении форс-мажорных обстоятельств, оценивается как минимальный. Вместе с тем реализация мероприятий государственной программы предусматривает участие отраслевых федеральных органов исполнительной власти, в связи с этим существует административный риск, в том числе в части недостаточной координации и взаимодействия.
Экспертами выделяются следующие риски, на минимизацию которых направлены планируемые государственной программой мероприятия:
– риск усиления неформального государственного давления на приватизируемые компании в случае недостаточного развития регулирования в соответствующих отраслях;
– риск расширения государственных и квазигосударственных структур в ходе приватизации;
– риск ограниченности позитивных структурных эффектов от приватизации при запаздывающем характере “внешних” мер по улучшению инвестиционного климата, развитию условий для конкуренции, совершенствованию корпоративного управления;
– риск непрозрачности подготовки и принятия управленческих решений в условиях инертности органов государственной власти, формального подхода к внедрению управленческих новаций.
Ниже приведен анализ основных рисков реализации государственной программы и описание мер по управлению рисками в рамках ее реализации.
№ п/п |
Описание риска |
Меры по преодолению |
1. |
Несовершенство законодательства в сфере управления федеральным имуществом |
Активная нормотворческая деятельность в сфере имущественных отношений |
2. |
Несоответствие состава федерального имущества функциям государства |
– Инвентаризация и классификация объектов федерального имущества в соответствии с полномочиями органов государственной власти, определение цели государства в отношении каждого объекта управления; – проведение мероприятий по оптимизации состава федерального имущества; |
– формирование методологии проведения указанных выше мероприятий |
||
3. |
Недостаточная эффективность управления федеральным имуществом |
– совершенствование методов управления государственным имуществом и развитие соответствующей информационной базы; – совершенствование института профессиональных директоров в компаниях с государственным участием; – повышение качества отчетности руководителей государственных предприятий и представителей государства в органах управления акционерных обществ; – рациональное распределение полномочий и взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами власти при управлении имуществом – усиление контроля и эффективности использования федерального имущества и повышение качества управленческих решений |
4. |
Недостаточное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики |
– обеспечение приватизации объектов федерального имущества с передачей их новым собственникам, обладающим возможностью и желанием инвестировать в дальнейшее развитие соответствующих объектов; |
– использование приватизации для повышения инвестиционной активности и пополнения бюджетов всех уровней; – уменьшение государственного участия в крупных инвестиционно-привлекательных компаниях с государственным участием; – реализация комплекса мер по стимулированию инвестиционной активности организаций государственного сектора. |
||
5. |
Не обеспечение поступлений неналоговых доходов федерального бюджета от управления и продажи федерального бюджета |
– совершенствование подходов к планированию и администрированию доходных источников федерального бюджета от управления и продажи федерального имущества; – использование приватизации для повышения инвестиционной активности и пополнения бюджетов всех уровней |
6. |
Недостаточная координация и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом |
– усиление координации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе посредством дополнительного регламентирования соответствующих процедур; – переход на электронное межведомственное взаимодействие при управлении компаниями с государственным участием; |
– повышение уровня информационного обеспечения, |
11. Методика оценки эффективности государственной программы
Эффективность государственной программы оценивается путем сопоставления плановых и фактических значений показателей, результатов, объемов расходов с учетом реализовавшихся рисков и изменения условий в сфере управления федеральным имуществом.
Результаты оценки эффективности служат для принятия решений ответственным исполнителем государственной программы о корректировке перечня и составов мероприятий, графиков реализации, а также объемов бюджетного финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эффективность государственной программы оценивается в рамках подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа2010 г. № 588. Министерством экономического развития Российской Федерации на постоянной основе осуществляется мониторинг эффективности реализации государственной программы, результаты которого рассматриваются на заседании Правительства Российской Федерации ежегодно.
Оценка эффективности реализации государственной программы проводится на основе:
1) оценки степени достижения целей и решения задач подпрограммы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов целей и показателей задач государственной программы и их плановых значений, приведенных в таблице 1, по формуле:
Сд = Зф / Зп х 100% ,
где:
Сд – степень достижения целей (решения задач);
Зф – фактическое значение индикатора (показателя) государственной программы;
Зп – плановое значение индикатора (показателя) Государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или
Сд = Зп / Зф х 100% (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий государственной программы, представленных в таблицах 6 и 7 по формуле:
Уф = Фф / Фп х 100% ,
где:
Уф – уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы;
Фф – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий государственной программы;
Фп – плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
3) степени реализации мероприятий государственной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограммы по годам на основе ежегодных планов реализации государственной программы.
До начала очередного года реализации государственной программы ответственный исполнитель по каждому показателю (индикатору) государственной программы (подпрограммы) определяет интервалы значений показателя (индикатора), при которых реализация государственной программы характеризуется:
– высоким уровнем эффективности;
– удовлетворительным уровнем эффективности;
– неудовлетворительным уровнем эффективности.
Нижняя граница интервала значений показателя (индикатора) для целей отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже, чем значение показателя (индикатора), характеризующее степень достижения цели (решения задачи) Сд на уровне 95% от планового значения показателя (индикатора) на соответствующий год; нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения государственной программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже, чем значение показателя (индикатора), характеризующее степень достижения цели (решения задачи) Сд на уровне 75% от планового значения показателя на соответствующий год.
Оценка эффективности реализации государственной программы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:
– значения 95% и более показателей государственной программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности;
– уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы (Уф) составил не менее 95%, уровень финансирования реализации основных мероприятий всех подпрограмм государственной программы составил не менее 90%;
– не менее 95% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:
– значения 80% и более показателей государственной программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности;
– уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы (Уф) составил не менее 70%;
– не менее 80% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме
Если реализация государственной программы не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.