Российский институт директоров и Национальный центр сертификации управляющих при поддержке Агентства стратегических инициатив провели 9 октября 2013 года очередное заседание Комитета по корпоративному управлению и инвестициям Ассоциации менеджеров России в формате круглого стола на тему: «Профессиональный стандарт – стратегический инструмент интенсивного развития российских компаний (общественное слушание проекта профессионального стандарта управляющего «Управление организацией»)».
В современных условиях развития бизнеса повышение конкурентоспособности России может обеспечить система управления, направленная на развитие и защиту профессиональных компетенций. Создание Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК) в России будет способствовать возникновению интегрированной системы управления, которая позволит решить межведомственные и межотраслевые проблемы, связав всех участников управленческого процесса воедино.
«Национальный центр сертификации управляющих» совместно с 12 независимыми профильными объединениями, представляющими интересы бизнеса, разработал проект профессиональной стандартизации, который вскоре будет предложен на утверждение Министерству труда.
Мнение участников и экспертов:
Игорь БЕЛИКОВ, председатель Комитета по корпоративному управлению и инвестициям АМР, директор РИД
Процесс стандартизации, как медаль, имеет две стороны: с одной стороны, человек, который собирается заниматься деятельностью, зафиксированной профессиональными стандартами, имеет четкое представление о том, что от него требуется. С помощью такого стандарта люди смогут понять, что же все-таки подразумевается под гордым званием «управленец». С другой стороны, любая формализация процесса упрощает его, ставит в рамки. Поэтому сегодня, пока проект не вступил в силу, мы должны по достоинству оценить все его плюсы и минусы.
Владимир ЖИЛЬЦОВ, директор «Национального центра сертификации управляющих»
Нужно сказать, что профессиональная стандартизация -это не веяние нового времени, а процесс с 40-летней мировой историей. В России с 2007 г. разрабатываются проекты стандартизации, и рассматриваемая нами сегодня версия- это дополненный проект 2010 г. Считается, что профессиональные стандарты – это механизм профессиональных сообществ, описание жизнедеятельности которых идет снизу вверх. Программы, оценка, сертификационный стандарт не может быть жестким, он должен циклично обновляться с ходом времени и появлением значимых тенденций.
Борис БЕЛКОВ, заместитель руководителя направления «Молодые профессионалы» «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
Профессиональные стандарты нужны, они повышают производительность труда. Стандарты словно стрелка компаса помогают видеть направление, позволяющее человеку добиться больших карьерных высот. При этом важно не забывать о так называемых переходных уровнях из одной категории стандартизации в другую.
Алла ВУЧКОВИЧ, член Правления и вице-президент по персоналу ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
Профессиональные стандарты, существующие в настоящее время, не увеличивают производительность труда. Эти стандарты – явление чисто декоративное, которое изначально было создано для заказа высшим учебным заведениям более-менее компетентных специалистов. Позже бизнес–сообщество, точнее, профессиональные пассионарии, захотели реальных и прикладных стандартов. Хорошо, что сегодня здесь присутствуют непосредственные заказчики этих стандартов, а не специалисты по персоналу. Ведь только в таком кругу участников можно действительно понять, нужны ли нам стандарты. Упомяну еще и о матричном профессиональном стандарте, когда один стандарт распадается на множество, описание которых в проекте нет. Хотелось бы, чтобы разработчики учли этот момент.
Александр ФИЛАТОВ, генеральный директор «Экспертного центра по корпоративным отношениям»
При рассмотрении данного проекта меня больше всего интересовали профессиональные стандарты для совета директоров, так как по существу, член совета директоров может не является специалистом в определенной сфере. Могу сказать, что представленные стандарты соответствуют таким критериям, как содержательность, практичность и реализуемость. В рамках этих стандартов можно прописывать дальнейшие компетенции. Однако для меня остался неясным один вопрос: должен ли представитель регулятора, входящий в совет директоров госкомпании, предоставлять отчетность акционерам?
Владимир ВЕРБИЦКИЙ, первый заместитель директора и председатель коллегии национального реестра профессиональных корпоративных директоров РИД
Важное правило при формировании любого профессионального стандарта – не навреди. На мой взгляд, представленные сегодня стандарты это правило нарушают. Я не увидел баланса между частями процесса корпоративного управления, когда как эффективное корпоративное управление представляет собой баланс этих сил. Оценить инструментарий легко, а нужен более широкий взгляд и анализ всей системы управления. Я против введения отдельного профессионального стандарта для госкомпаний, считаю его вредным. Главное, что необходимо для госкомпаний в контексте нашего обсуждения – это оценка эффективности и конкурентоспособности стратегии директора, измерение которой, на мой взгляд, важно концептуально.
В ходе дискуссии участники выдвинули предложения о необходимости принятия профессиональным сообществом предложенного проекта стандартов с доработкой проекта с точки зрения минимального и максимального уровня компетенции, об описании стандарта для риск-менеджера и создании профессионального глоссария. Предложения были учтены и направлены рабочей группе проекта профессионального стандарта управляющего «Управление организацией».
Видео-запись: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=IQgnvJ1QlXg
Центр информации и мероприятий
Российский институт директоров