«Из 48 госкомпаний, предоставивших по поручению президента свои программы инновационного развития в Минэкономразвития, 16 выразили готовность к открытому их обсуждению. Мы считаем, что это неплохой результат, ведь еще около года назад открыто делиться своими инновационными планами готовы были лишь единицы, – отметил Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА». – В Рейтинге программ качества инновационного развития госкорпораций, составленного «Эксперт РА», лидирующие позиции занимают энергетические компании: почти у каждой из них есть долгосрочные планы развития, а доля затрат на НИОКР зачастую превышает аналогичные показатели западных компаний. Один из факторов высокого качества инновационного планирования – наличие в структуре компаний мощных научных центров, сохранившихся у Росатома, Газпрома, РЖД еще с советских времен. А вот машиностроители до сих пор не восстановили связи с отраслевой наукой. Доля затрат на НИОКР по отношению к выручке у компаний обрабатывающего сектора отстает от зарубежных конкурентов в 1.5-4 раза».
По мнению Александра Потапова, заместителя генерального директора «Российской венчурной корпорации», инновационная активность крупного бизнеса и государственных корпораций полностью зависит от заинтересованности руководства компаний и понимания необходимости развития в данном направлении: «Прежде всего, топ-менеджеры должны понять: зачем вообще инновации им нужны, чем они смогут помочь развитию их бизнеса, – это ключевой вопрос. Большая роль в данном процессе отводится и институтам развития – они должны информировать крупный бизнес о мировых инновационных трендах, а также помогать взаимодействовать со стартапами».
«Инновации для нашей компании – не самоцель, однако, мы понимаем их важность для развития и буквально «пылесосим» рынок в поиске интересных проектов, – отметил Борис Вольпе, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса ОАО «Ситроникс». – Чтобы заинтересовать крупную компанию, необходимо создать прорывной инновационный продукт: именно он пользуется наибольшим спросом. Главным тормозом развития инноваций в сфере IT, в которой мы задействованы, является слабый уровень подготовки кадров в регионах – этому вопросу также необходимо уделять большое внимание».
Об опыте внедрения инноваций в крупной частной корпорации рассказал Леонид Яковлев, представитель ОАО «Северсталь»: «Стимулы для инновационного развития у крупных компании в первую очередь должны быть внутрикорпоративными. Принудить кого-то развиваться в этом направлении – практически невозможно. В нашей компании успешно функционирует инфраструктура внедрения инноваций, связанных с развитием продукта, а также налаживанием производства».
В рамках Форума состоялась Торжественная церемония награждения победителей XI Конкурса русских инноваций и VII Студенческого конкурса «Лучший бизнес-план инновационного проекта»
Одиннадцатый по счету Конкурс русских инноваций собрал 597 заявок. Больше всего заявок на конкурс было подано в кластер «IT и коммуникации» – 94, 85 анкет было подано в кластер «Медицина и биотехнологии», в области энергетики было подано 70 анкет. В результате тщательного отбора 4 проекта стали лауреатами Конкурса русских инноваций в различных номинациях и получили статуэтки «Надежда» по проекту скульптора Надежды Сидориной. Авторам еще 6 проектов, получивших высокую экспертную оценку в отдельных сегментах, были вручены почетные дипломы.
Также состоялось награждение победителей Студенческого конкурса «Лучший бизнес-план инновационного проекта». Всего на Студенческий конкурс в 2012 году была подано 93 заявки от 45 ВУЗов России. 7 проектов стали победителями.
Центр информации и мероприятий РИД