Российский институт директоров подтвердил Национальный рейтинг корпоративного управления (НРКУ) ПАО Сбербанк на уровне НРКУ 8++ «Передовая практика корпоративного управления».
При анализе практики корпоративного управления ПАО Сбербанк (далее также Банк, Сбербанк) эксперты приняли во внимание законодательно закрепленное право российских компаний не раскрывать определенный объем существенной информации[1] о своей деятельности в связи со сложившейся ситуацией, характеризующейся наличием высоких санкционных рисков.
В то же время в Банке продолжает функционировать развитая система корпоративного управления, в течение анализируемого периода произошел ряд корпоративных событий.
По итогам 2022 года была проведена самооценка эффективности деятельности Наблюдательного совета и его комитетов, ключевые выводы по итогам которой перечислены в Годовом отчете Банка за 2022 год.
21 апреля 2023 года в форме заочного голосования было проведено Общее собрание акционеров ПАО Сбербанк по итогам 2022 года.
В соответствии с повесткой дня собрания акционерами был утвержден годовой отчёт Сбербанка за 2022 год, в качестве аудитора Банка на 2023 год и первый квартал 2024 года выбрана аудиторская организация ООО «ЦАТР — аудиторские услуги» (прежнее наименование — ООО «Эрнст энд Янг»), а также утвержден Устав ПАО Сбербанк в новой редакции (в соответствии с законодательством дополнена компетенция Наблюдательного совета Банка, уточнены положения о контролере профессионального участника рынка ценных бумаг).
Собрание утвердило рекомендации Наблюдательного совета о распределении чистой прибыли Сбербанка за 2022 год и выплате дивидендов по акциям. При этом в соответствии с Дивидендной политикой Сбербанка установлен равный размер дивиденда по обыкновенным и привилегированным акциям.
Акционерами был избран новый состав Наблюдательного совета Сбербанка в количестве 14 человек: два исполнительных, четыре неисполнительных и восемь независимых директоров (из них две женщины).
При этом два независимых директора признаны Наблюдательным советом Банка полностью соответствующими критериям независимости, определенными Правилами листинга Московской Биржи, а шесть директоров имеют формальные критерии связанности, определенные Правилами листинга Московской Биржи, но не оказывают, по мнению Наблюдательного совета Сбербанка, существенного влияния на их способность действовать добросовестно и разумно в интересах Банка и его акционеров.
Председателем Наблюдательного совета был избран неисполнительный директор, при этом из числа независимых членов Наблюдательного совета определены Старший независимый директор, а также Куратор по вопросам ESG и устойчивого развития.
После избрания нового состава Наблюдательного совета Банка были сформированы составы его Комитетов.
В состав Комитета по аудиту вошли пять независимых директоров, в том числе Председатель Комитета, и один неисполнительный директор.
В состав Комитета по кадрам и вознаграждениям вошли три независимых директора, а также один неисполнительный директор. Председатель Комитета – независимый директор.
В целях реализации политик ESG Сбербанка в мае 2023 года Правлением Банка утверждена Энергетическая политика ПАО Сбербанк, определяющая цели, задачи и принципы деятельности Банка в части ответственного отношения к рациональному и экономному использованию топливно-энергетических ресурсов.
В июне 2023 года Правление Банка утвердило Политику ответственного финансирования ПАО Сбербанк. Указанный документ закрепляет подходы в области ответственного финансирования корпоративных клиентов и повышает прозрачность деятельности Банка в данном направлении.
Годовой отчет Сбербанка за 2022 год подготовлен в соответствии с:
- стандартами Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative, GRI) Consolidated Set of the GRI Standards 2021 и Совета по стандартам учета в области устойчивого развития для компаний банковской отрасли (Sustainability Accounting Standards Board, SASB) SASB: Commercial Banks 201;
- принципами Глобального договора ООН, Целями в области устойчивого развития, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году;
- рекомендациями Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD); а также
- принципами ответственной банковской деятельности Финансовой инициативы ЮНЕП (Principles for Responsible Banking UNEP FI).
В частности, в Годовом отчете за 2022 год содержится, в том числе, информация о соотношении среднего размера вознаграждения персонала и топ-менеджмента Банка.
Кроме того, Банк во второй раз провел независимое частичное заверение своей нефинансовой отчетности третьей стороной: привлек ООО «ЦАТР – аудиторские услуги» для проверки 13 существенных показателей деятельности в области устойчивого развития, собранных по ПАО Сбербанк и раскрытых в ESG-разделе Годового отчета за 2022 год.
7 ноября Наблюдательный Совет Банка переизбрал на очередной срок Президента, Председателя Правления ПАО Сбербанк, а также утвердил Стратегию развития Банка до 2026 года.
Эксперты отмечают, что Банк вернулся к раскрытию на своем корпоративном сайте Устава и внутренних документов, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности в сокращенном формате. Также возобновлено публичное раскрытие информации (сообщений о существенных фактах, отчета эмитента) через информационное агентство Интерфакс (с изъятием наиболее чувствительных данных).
Кроме того, в практике корпоративного управления Сбербанка сохраняются следующие ключевые положительные моменты:
- Сбербанк привлекает независимых оценщиков при осуществлении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а требования такого привлечения закреплены внутренним документом;
- Банк создает условия для использования акционерами электронных средств связи для направления требований о созыве Общего собрания акционеров, предложений о выдвижении кандидатов в органы управления общества и внесение предложений в повестку дня Общего собрания;
- в Банке предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
- в Сбербанке существует практика отбора внешних аудиторов по результатам открытого конкурса, утверждена Политика управления независимостью внешнего аудитора Банка;
- в Банке создан и активно функционирует Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами;
- в Банке действует Политика обеспечения преемственности членов Наблюдательного совета, составляется целевая «матрица компетенций»;
- в Сбербанке разработана программа введения в должность вновь избранных членов Наблюдательного совета, регулярно организуются учебные сессии по повышению квалификации и получению дополнительных знаний для членов Наблюдательного совета;
- большинство важных вопросов, рекомендованных Кодексом корпоративного управления к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Наблюдательным советом Банка на очных заседаниях, а соответствующее требование закреплено внутренними документами Банка. В целом, Наблюдательный совет проводит достаточное число очных заседаний;
- Наблюдательный совет активно осуществляет функцию стратегического управления Банком;
- по ряду важных вопросов, помимо предусмотренных законодательством, решение Наблюдательным советом принимается большинством не менее чем в три четверти голосов;
- Банк активно использует цифровые инструменты для обеспечения работы членов Наблюдательного совета;
- в Сбербанке существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Наблюдательного совета и членов исполнительных органов, действует практика страхования их ответственности;
- Комитеты Наблюдательного совета по аудиту и по кадрам и вознаграждениям проводят достаточное число очных заседаний;
- Наблюдательным советом Банка утверждены внутренние документы, регулирующие вопросы вознаграждения и мотивации членов исполнительных органов Банка. При этом вознаграждение членов исполнительных органов зависит как от краткосрочных, так и от долгосрочных результатов деятельности Банка;
- в Банке утвержден Регламент формирования и управления кадровым резервом и сформирован кадровый резерв на должности руководителей высшего и среднего уровней; Наблюдательный совет контролирует процесс управления кадровым резервом Банка;
- Наблюдательный совет ежегодно проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
- В Банке создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Служба внутреннего аудита, ее функции соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления, предусмотрена ее функциональная подотчетность Наблюдательному совету/Комитету по аудиту;
- в Банке разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, а также создана Служба управления рисками – совокупность внутренних подразделений, отвечающих за выполнение ключевых функций по управлению рисками;
- в Сбербанке идентифицируют и оценивают киберриски, Наблюдательный совет контролирует данный процесс;
- в Банке создана отдельная должность Корпоративного секретаря, функции и полномочия, закрепленные за Корпоративным секретарем, в полной мере соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления.
- в рамках Стратегии развития Сбербанка утверждена ESG-стратегия, определены стратегические цели по соответствующим трем направлениям стратегические цели по соответствующим трем направлениям;
- Наблюдательный совет Банка должным образом вовлечен в управление ESG-вопросами, предварительно их рассматривает Комитет по стратегическому планированию и устойчивому развитию;
- в Банке функционирует система управления ESG-рисками, интегрированная в общую систему управления рисками; Наблюдательный совет осуществляет контроль за ESG-рисками;
- Банком разработана Климатическая стратегия, определены целевые показатели по сокращению углеродного следа, Наблюдательный совет осуществляет контроль за климатическими рисками;
- в систему мотивации высшего менеджмента включены показатели, учитывающие ESG-факторы;
- в Банке утверждена и размещена на сайте комплексная Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития (Политика в области ESG и УР);
- в Банке действует Политика по противодействию коррупции, функционирует «горячая линия», Наблюдательный совет рассматривает вопросы, касающиеся комплаенс-системы;
- Банк реализует многочисленные корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
- Банк активно осуществляет разнообразные проекты в рамках экологической политики, развивает концепцию «зеленого офиса», разнообразные инструменты «зеленого финансирования»;
- в Сбербанке действует Кодекс корпоративной социальной ответственности при осуществлении закупочной деятельности, Банк предъявляет к своим поставщикам экологические и этические требования.
Что касается ключевых направлений в практике корпоративного управления Сбербанка, требующих дополнительной проработки, к ним эксперты, как и в прошлые периоды мониторинга, относят:
- нерасширение полномочий Наблюдательного совета Банка в части принятия решений по существенным сделкам, а также ряда вопросов, касающихся подконтрольных организаций;
- оказание внешним аудитором Банка консультационных услуг в существенном объеме;
- непрозрачность системы ключевых показателей эффективности высшего менеджмента Банка.
Таким образом, Национальный рейтинг корпоративного управления ПАО Сбербанк сохраняется на уровне НРКУ 8++ «Передовая практика корпоративного управления».
В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 8++ следует существенной части рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Риски заинтересованных сторон, связанные с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием, незначительны.
Кратко о Банке
ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов.
Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы.
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк), www.sberbank.ru.
[1] Постановление Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102 “Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона “Об акционерных обществах” и Федерального закона “О рынке ценных бумаг”; Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022 «О
требованиях к раскрытию кредитными организациями (головными кредитными организациями
банковских групп) отчетности и информации в 2023 году».”.
Дополнительная информация:
Никитчанова Екатерина Владимировна
Заместитель директора — руководитель Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
nikitchanova@rid.ru
Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
likhacheva@rid.ru
Предыдущие пресс-релизы:
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 16.12.2021
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 15.10.2020
Пресс-релиз присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 07.11.2019
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 17.09.2018
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 20.12.2017
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 18.01.2017