Новости

12 декабря 2024 - Подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк

Российский институт директоров подтвердил Национальный рейтинг корпоративного управления (НРКУ) ПАО Сбербанк на уровне НРКУ 8++ «Передовая практика корпоративного управления».

При анализе практики корпоративного управления ПАО Сбербанк (далее также Банк, Сбербанк) эксперты приняли во внимание законодательно закрепленное право российских компаний не раскрывать определенный объем существенной информации[1] о своей деятельности.

В течение анализируемого периода в Банке произошел ряд корпоративных событий.

По итогам 2023 года была проведена самооценка эффективности деятельности Наблюдательного совета (далее – НС) и его комитетов, результаты которой были рассмотрены на очном заседании Наблюдательного совета и включены в Годовой отчет Банка за 2023 год.

В марте 2024 года Наблюдательным советом Банка была утверждена Климатическая стратегия до 2026 года и обновлены Стратегические цели и приоритеты по ESG.

21 июня 2024 года в форме заочного голосования было проведено Общее собрание акционеров ПАО Сбербанк по итогам 2023 года.

В соответствии с повесткой дня собрания акционерами был утвержден годовой отчёт Сбербанка за 2023 год, принято решение о распределении прибыли Банка по итогам 2023 года и о выплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям, в качестве аудитора Банка на 2024 год и первый квартал 2025 года назначена одна из крупнейших аудиторских организаций ООО «ЦАТР — аудиторские услуги», а также принято решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Акционерами был избран новый состав Наблюдательного совета Сбербанка в количестве 14 человек: 2 исполнительных, 5 неисполнительных и 7  независимых директоров (из них 2 женщины).

При этом три независимых директора признаны Наблюдательным советом Банка полностью соответствующими критериям независимости, определенными Правилами листинга Московской Биржи, а четыре директора имеют формальные критерии связанности, определенные Правилами листинга Московской Биржи, но не оказывают, по мнению Наблюдательного совета Сбербанка, существенного влияния на их способность действовать добросовестно и разумно в интересах Банка и его акционеров.

Председателем НС был избран неисполнительный директор, при этом из числа независимых членов НС определен Старший независимый директор, а из числа неисполнительных – Заместитель Председателя НС, который также занимает позицию Куратор по вопросам ESG и устойчивого развития.

После избрания нового состава Наблюдательного совета Банка были сформированы составы его Комитетов.

В состав Комитета по аудиту вошли пять независимых директоров, в том числе Председатель Комитета, и один неисполнительный директор.

В состав Комитета по кадрам и вознаграждениям вошли три независимых директора, а также один неисполнительный директор. Председателем Комитета избран независимый директор.

В августе 2024 года Наблюдательный совет Банка утвердил новую редакцию Положения о Службе внутреннего аудита ПАО Сбербанк.

Годовой отчет Сбербанка за 2023 год подготовлен в соответствии со стандартами GRI, SASB, а также учитывает, среди прочих, рекомендации TCFD.

Кроме того, Банком проведены процедуры по заверению своей нефинансовой отчетности независимым практикующим специалистом для проверки 16 существенных показателей деятельности в области устойчивого развития, собранных по ПАО Сбербанк и раскрытых в ESG-разделе Годового отчета за 2023 год.

В качестве положительного момента эксперты отметили некоторое снижение объема неаудиторских услуг, оказанных Банку и компаниям Группы Сбербанка организациями Группы внешнего аудитора Банка. В 2023 году объем консультационных услуг составил около 23% от стоимости аудиторских и связанных с аудитом услуг.

Эксперты отмечают, что Банк вернулся к раскрытию в Годовом отчете за 2023 год информации о структуре акционерного капитала (раскрыта доля мажоритарного акционера), в отчетах эмитента – о структуре и общем размере вознаграждения, выплаченного членам Наблюдательного совета Банка, а также об общем размере краткосрочного и долгосрочного вознаграждения, выплаченного ключевому управленческому персоналу и высшему менеджменту ПАО Сбербанк.

Кроме того, в практике корпоративного управления Сбербанка сохраняются следующие ключевые положительные моменты:

  • Сбербанк привлекает независимых оценщиков при осуществлении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а требования такого привлечения закреплены внутренним документом;
  • Банк создает условия для использования акционерами электронных средств связи для направления требований о созыве Общего собрания акционеров, предложений о выдвижении кандидатов в органы управления общества и внесение предложений в повестку дня Общего собрания;
  • в Банке предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
  • в Сбербанке существует практика отбора внешних аудиторов по результатам открытого конкурса, утверждена Политика управления независимостью внешнего аудитора Банка;
  • в Банке создан и активно функционирует Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами;
  • в Банке действует Политика обеспечения преемственности членов Наблюдательного совета, составляется целевая «матрица компетенций»;
  • в Сбербанке разработана программа введения в должность вновь избранных членов Наблюдательного совета, регулярно организуются учебные сессии по повышению квалификации и получению дополнительных знаний для членов Наблюдательного совета;
  • большинство важных вопросов, рекомендованных Кодексом корпоративного управления к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Наблюдательным советом Банка на очных заседаниях, а соответствующее требование закреплено внутренними документами Банка. В целом, Наблюдательный совет проводит достаточное число очных заседаний (в 2023 году 8 очных заседаний, с начала 2024 года на текущую дату – 7 очных заседаний);
  • в Сбербанке существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Наблюдательного совета и членов исполнительных органов, действует практика страхования их ответственности;
  • Комитеты Наблюдательного совета по аудиту и по кадрам и вознаграждениям проводят достаточное число очных заседаний (с начала 2024 года проведено 6 и 4 очных заседания соответственно);
  • вознаграждение членов исполнительных органов зависит как от краткосрочных, так и от долгосрочных результатов деятельности Банка;
  • в Банке утвержден Регламент формирования и управления кадровым резервом и сформирован кадровый резерв на должности руководителей высшего и среднего уровней; Наблюдательный совет контролирует процесс управления кадровым резервом Банка;
  • Наблюдательный совет ежегодно проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
  • Служба внутреннего аудита Банка функционально подотчетна Наблюдательному совету/Комитету по аудиту;
  • в Банке действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, а также создана Служба управления рисками;
  • функции и полномочия, закрепленные за Корпоративным секретарем Банка, в полной мере соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления;
  • Наблюдательный совет Банка должным образом вовлечен в управление ESG-вопросами, предварительно их рассматривает Комитет по стратегическому планированию и устойчивому развитию;
  • в Банке функционирует система управления ESG-рисками, интегрированная в общую систему управления рисками; Наблюдательный совет осуществляет контроль за ESG-рисками;
  • в систему мотивации высшего менеджмента включены показатели, учитывающие отдельные ESG-факторы;
  • в Банке действует Политика по противодействию коррупции, функционирует «горячая линия», Наблюдательный совет рассматривает вопросы, касающиеся комплаенс-системы;
  • Банк реализует многочисленные корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
  • Банк активно осуществляет разнообразные проекты в рамках экологической политики, развивает концепцию «зеленого офиса», разнообразные инструменты «зеленого финансирования»;
  • в Сбербанке действует Кодекс корпоративной социальной ответственности при осуществлении закупочной деятельности, Банк предъявляет к своим поставщикам экологические и этические требования.

Что касается ключевых направлений в практике корпоративного управления Сбербанка, требующих дополнительной проработки, к ним эксперты, как и в прошлые периоды мониторинга, относят:

  • нерасширение полномочий Наблюдательного совета Банка в части принятия решений по существенным сделкам, а также ряда вопросов, касающихся подконтрольных организаций;
  • непрозрачность системы ключевых показателей эффективности высшего менеджмента Банка.

Таким образом, Национальный рейтинг корпоративного управления ПАО Сбербанк подтвержден на уровне НРКУ 8++ «Передовая прак­тика корпоративного управления».

В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 8++ следует существенной части рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Риски заинтересованных сторон, связанные с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием, незначительны.

Кратко о Банке
ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов.

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.comwww.sberbank.ru.

[1] Постановление Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102 “Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона “Об акционерных обществах” и Федерального закона “О рынке ценных бумаг”; Решение Совета директоров Банка России от 26.12.2023 “О требованиях к раскрытию кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп) отчетности и информации в 2024 году”

Дополнительная информация:
Никитчанова Екатерина Владимировна
Заместитель директора — руководитель Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
nikitchanova@rid.ru

Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
likhacheva@rid.ru

Предыдущие пресс-релизы:
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 19.12.2023
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 16.12.2021
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 15.10.2020
Пресс-релиз присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 07.11.2019
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 17.09.2018
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 20.12.2017
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 18.01.2017