Российский институт директоров присвоил Национальный рейтинг корпоративного управления Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания – Россети» (прежнее наименование – ПАО «ФСК ЕЭС») – НРКУ 7++ «Развитая практика корпоративного управления» по новой методике НРКУ
С 1 ноября 2021 года вступили в силу изменения в методику Национального рейтинга корпоративного управления (НРКУ), коснувшиеся, в первую очередь, включения новых критериев, связанных с управлением устойчивым развитием и ESG.
Российский институт директоров (РИД) провел переоценку практики корпоративного управления Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети[1]» (далее также – Компания) по следующим четырем компонентам:
- права акционеров,
- деятельность органов управления и контроля,
- раскрытие информации,
- устойчивое развитие и ESG.
При анализе практики корпоративного управления Компании эксперты приняли во внимание законодательно закрепленное право российских компаний не раскрывать всю существенную информацию[2] о своей деятельности в связи со сложившейся в настоящий момент ситуацией, характеризующейся наличием высоких санкционных рисков.
В рамках каждого из четырех компонентов были определены ключевые положительные стороны и недостатки.
Так, по компоненту «Права акционеров» отмечены следующие ключевые положительные моменты:
- хранение и ведение реестра акционеров передано независимому регистратору, обладающему высокой репутацией и надежными технологиями;
- расширены полномочия Совета директоров в части принятия решений по существенным сделкам;
- Компания привлекает независимых оценщиков в случаях, помимо предусмотренных законодательством, требования такого привлечения закреплены внутренними документами;
- Компания придерживается практики воздержания от голосования на Общих собраниях акционеров квазиказначейскими акциями;
- материалы для подготовки к Общему собранию акционеров размещаются на сайте Компании, при этом перечень материалов расширен с учетом рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления;
- предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
- Компания привлекает к аудиту финансовой отчетности высококвалифицированных аудиторов, которые не оказывают ей неаудиторские услуги;
- Советом директоров утвержден Кодекс корпоративного управления Компании, закрепляющий, в том числе, вопросы, касающиеся урегулирования корпоративных конфликтов и ключевой роли Совета директоров в этом процессе.
Среди факторов, ограничивающих оценку по данному компоненту, эксперты отмечают отсутствие политики по взаимодействию с внешним аудитором, а также необъявление дивидендов по итогам прибыльного 2021 года.
Практика Компании в рамках компонента «Деятельность органов управления и контроля» характеризуется следующими положительными сторонами:
- в состав Совета директоров входят три независимых директора;
- в Компании существует практика введения в должность вновь избранных членов Совета директоров, разработана матрица компетенций членов Совета директоров;
- к работе комитетов Совета директоров привлекаются внешние эксперты;
- Уставом предусмотрено, что по ряду важных вопросов, помимо предусмотренных законодательством, решение Советом директоров принимается квалифицированным большинством;
- Совет директоров контролирует реализацию стратегических программ, утверждает и контролирует достижение КПЭ, утверждает и контролирует реализацию бизнес-плана и инвестиционной программы;
- к компетенции Совета директоров отнесены вопросы контроля за существенными сделками подконтрольных организаций Компании;
- членам Совета директоров выплачивается фиксированное вознаграждение, размер которого зависит от объема их обязанностей в Совете директоров, принята практика страхования ответственности членов Совета директоров;
- в Компании существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Совета директоров;
- практика Компании в части проведения оценки работы Совета директоров полностью соответствует рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления;
- функции и состав Комитета по аудиту и Комитета по кадрам и вознаграждениям в целом соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления, указанные Комитеты активно реализуют закрепленную за ними компетенцию;
- внутренними документами закреплены требования, обеспечивающие регулярное предоставление информации Совету директоров;
- в Компании утверждены документы, регулирующие вопросы формирования и управления кадровым резервом, сформирован кадровый резерв на управленческие должности среднего уровня;
- Совет директоров ежегодно проводит анализ и оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
- В Компании создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Департамент внутреннего аудита, функции которого соответствуют рекомендациям передовой практики корпоративного управления, обеспечивается функциональная подотчетность ДВА Совету директоров/Комитету по аудиту;
- разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, функционирует подразделение, отвечающее за построение системы управления рисками и контроль значимых рисков;
- идентифицируются и оцениваются риски, в том числе, информационной безопасности. Совет директоров контролирует данный процесс;
- создана отдельная должность Корпоративного секретаря, закрепленные за ним функции и полномочия в целом соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления.
В качестве ключевых недостатков в рамках данного компонента эксперты выделяют следующие:
- заседания Совета директоров и Комитета по аудиту проводятся преимущественно в заочной форме, а Комитета по кадрам и вознаграждениям – исключительно в заочной форме;
- ряд важных вопросов, рекомендованных российским Кодексом корпоративного управления и внутренними документами Общества к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Советом директоров Общества на заочных заседаниях;
- к компетенции Совета директоров не отнесены вопросы определения стратегии развития, оценки результатов, а также выдвижение кандидатур в исполнительные органы подконтрольных организаций;
- вознаграждение высших менеджеров Общества зависит только от краткосрочных результатов его деятельности.
Среди ключевых положительных моментов, характеризующих практику Компании в рамках компонента «Раскрытие информации»[3], эксперты выделяют следующие:
- Совет директоров контролирует процесс реализации информационной политики Компании;
- созданы структурные подразделения по взаимодействию с акционерами и инвесторами, контакты и иная информация размещены на корпоративном сайте;
- на сайте Компании раскрыта информация о Корпоративном секретаре;
- доступен Годовой отчет за 2021 год, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства, в нем также раскрывается дополнительная информация в соответствии с рекомендациями российского Кодекса корпоративного управления
- на сайте Компании размещается значительный объем структурированной информации о ней и результатах ее деятельности.
Практика Компании в рамках компонента «Устойчивое развитие и ESG» характеризуется следующими положительными сторонами:
- в стратегических документах Компании учтены цели устойчивого развития;
- Компания идентифицирует ESG-риски как отдельную группу рисков;
- в систему мотивации высшего менеджмента включены отдельные показатели, учитывающие ESG-факторы;
- утвержден ряд внутренних документов, регулирующих политики корпоративной социальной ответственности в отношении ключевых стейкхолдеров;
- в Компании действует Антикоррупционная политика, функционирует «горячая линия», Совет директоров осуществляет антикоррупционный мониторинг;
- Компания реализовывает корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
- Компанией реализуются мероприятия по минимизации или компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде;
- этические принципы ведения бизнеса и экологические требования распространяются на контрагентов;
- деятельность Компании сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001 в области менеджмента качества и стандарту ISO 14001 в области защиты окружающей среды;
- Компания подготавливает отчет об устойчивом развитии по стандартам GRI и осуществляет его заверение.
Что касается недостатков, характеризующих практику Компании в области устойчивого развития и ESG, к ним эксперты, прежде всего, относят отсутствие в структуре Совета директоров профильного комитета/куратора по устойчивому развитию, а также не включение в систему КПЭ высшего менеджмента экологических показателей.
Таким образом, в результате переоценки по обновленной методике Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания – Россети» присваивается НРКУ 7++.
В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 7++ следует значительному числу рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Компания характеризуется достаточно низкими рисками заинтересованных сторон, связанными с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием
Кратко о Компании
Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – Россети» (прежнее наименование – ПАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее – ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития.
В собственности Компании находится 80,13% размещенных акций Компании, в собственности миноритарных акционеров – 19,28 %, Росимущества – 0,59 %.
Миссия Компании – обеспечение надежного функционирования и адекватного росту экономики развития ЕНЭС с высокой экономической эффективностью и максимальным снижением затрат.
Отпуск электроэнергии из сети Компании потребителям в 2021 году составил 573 536 млн кВт.ч.
Операционно-финансовые показатели за 2021 год: выручка (РСБУ) – 247 609 млн руб.; чистая прибыль – 28 297 млн руб.; среднесписочная численность персонала Компании за 2021 год составила 21,5 тыс. человек.
[1] До 12.10.2022 – ПАО «ФСК ЕЭС».
[2] Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] При оценке данного компонента эксперты учитывали текущее законодательное право Компании не раскрывать существенную информацию, в частности, о составе и деятельности органов управления и контроля
Дополнительная информация:
Никитчанова Екатерина
Заместитель директора – руководитель Экспертного центра РИД
+7 (495) 502 9485
nikitchanova@rid.ru
Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7 (495) 502 9485
likhacheva@rid.ru
Пресс-релиз: Присвоение НРКУ ПАО «ФСК – Россети» от 26.12.2022
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 14.10.2021
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 21.12.2020
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 07.11.2019
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 11.10.2018
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 19.10.2017
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО “ФСК ЕЭС” от 08.11.2016
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ОАО “ФСК ЕЭС” от 15.09.2015
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО “ФСК ЕЭС” от 27.02.2014
Пресс-релиз присвоение НРКУ ОАО “ФСК ЕЭС” от 10.12.2012