Новости

26 августа 2022 - Присвоение НРКУ ПАО «Россети Центр»

Российский институт директоров присвоил ПАО «Россети Центр» Национальный рейтинг корпоративного управления (НРКУ) на уровне 7 «Развитая практика корпоративного управления» по новой методике НРКУ

С 1 ноября 2021 года вступили в силу изменения в методику Национального рейтинга корпоративного управления (НРКУ), коснувшиеся, в первую очередь, включения новых критериев, связанных с управлением устойчивым развитием и ESG.

Российский институт директоров (РИД) провел переоценку практики корпоративного управления ПАО «Россети Центр» по следующим четырем компонентам:

  • права акционеров,
  • деятельность органов управления и контроля,
  • раскрытие информации,
  • устойчивое развитие и ESG.

В рамках каждого из четырех компонентов были определены ключевые положительные стороны и недостатки.

Так, по компоненту «Права акционеров» отмечены следующие ключевые положительные моменты:

  • хранение и ведение реестра акционеров передано независимому регистратору, обладающему высокой репутацией и надежными технологиями;
  • расширены полномочия Совета директоров Общества в части принятия решений по существенным сделкам;
  • Общество привлекает независимых оценщиков в случаях, помимо предусмотренных законодательством, требования такого привлечения закреплены внутренними документами;
  • материалы для подготовки к Общему собранию акционеров размещаются на сайте Общества на русском и английском языках, в хорошо структурированном виде, при этом перечень материалов расширен с учетом рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления;
  • предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
  • внешний аудитор не оказывает Обществу неаудиторские услуги;
  • Общество имеет положительную дивидендную историю: в течение последних десяти лет дивиденды объявлялись и выплачивались в срок.

Среди факторов, ограничивающих оценку по данному компоненту, эксперты, в первую очередь, отмечают тот факт, что во внутренних документах Общества не дано определение «корпоративного конфликта», не определена ключевая роль Совета директоров в управлении соответствующими конфликтами и не описаны процедуры по урегулированию корпоративных конфликтов.

Практика ПАО «Россети Центр» в рамках компонента «Деятельность органов управления и контроля» характеризуется следующими положительными сторонами:

  • в состав Совета директоров входят независимые директора;
  • в Обществе существует практика введения в должность вновь избранных членов Совета директоров, разработана матрица компетенций членов Совета директоров;
  • в протоколах заседания Совета директоров отражаются поименные результаты голосования, особые мнения членов Совета директоров, при их наличии, являются неотъемлемой частью протоколов;
  • Уставом Общества предусмотрено, что по ряду важных вопросов, помимо предусмотренных законодательством, решение Советом директоров принимается квалифицированным большинством;
  • Совет директоров контролирует реализацию стратегии Общества, утверждает и контролирует достижение ключевых показателей эффективности, утверждает бизнес-план (бюджет) Общества;
  • к компетенции Совета директоров отнесены вопросы определения стратегии развития, оценки результатов, выдвижение кандидатур в органы управления и контроля подконтрольных организаций;
  • Членам Совета директоров выплачивается фиксированное вознаграждение, размер которого зависит от объема их обязанностей в Совете директоров;
  • в Обществе принята практика страхования ответственности членов Совета директоров, существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Совета директоров;
  • практика ПАО «Россети Центр» в части проведения оценки работы Совета директоров полностью соответствует рекомендациям Кодекса корпоративного управления;
  • функции Комитета по аудиту соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления, указанный Комитет возглавляется независимым директором, число и форма проведения заседаний Комитета говорят об активности его работы – Комитет в полной мере реализует закрепленную за ним компетенцию;
  • в Обществе утвержден документ, регулирующий вопросы формирования и управления кадровым резервом, сформирован кадровый резерв на управленческие должности на уровне заместителей Генерального директора;
  • в состав Ревизионной комиссии Общества не входят лица, занимающие должности в органах управления Общества или его сотрудники;
  • Совет директоров Общества ежегодно проводит анализ и оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
  • в Обществе создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Департамент внутреннего аудита, функции которого соответствуют рекомендациям передовой практики корпоративного управления, обеспечивается функциональная подотчетность ДВА Совету директоров/Комитету по аудиту;
  • в Обществе разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, функционирует подразделение, отвечающие за построение систем управления рисками и контроль значимых рисков;
  • в Обществе идентифицируют и оценивают киберриски, Совет директоров контролирует данный процесс;
  • в ПАО «Россети Центр» создана отдельная должность Корпоративного секретаря, функции и полномочия, закрепленные за Корпоративным секретарем, в полной мере соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления.

В качестве ключевых недостатков, сдерживающих оценку по данному компоненту, и, как следствие, общую оценку практики корпоративного управления Общества, эксперты выделяют следующие:

  • в составе Комитета по кадрам и вознаграждениям отсутствуют независимые директора;
  • наблюдается исключительно заочная форма проведения заседаний Совета директоров и Комитета Совета директоров по кадрам и вознаграждениям, в итоге ряд важных вопросов, рекомендованных Кодексом корпоративного управления и внутренними документами Общества к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Советом директоров Общества на заочных заседаниях;
  • в Обществе отсутствует внутренний документ, регулирующий вопросы обеспечения преемственности членов Совета директоров;
  • Общество ограниченно использует цифровые инструменты для обеспечения работы членов Совета директоров;
  • функции и состав Комитета по кадрам и вознаграждениям не соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления;
  • вознаграждение членов исполнительных органов зависит только от краткосрочных результатов деятельности Общества;
  • Совет директоров Общества не контролирует процесс управления кадровым резервом.

Среди ключевых положительных моментов, характеризующих практику Общества в рамках компонента «Раскрытие информации», эксперты выделяют следующие:

  • Совет директоров контролирует процесс реализации информационной политики Общества;
  • в Обществе создано структурное подразделение по взаимодействию с акционерами и инвесторами, его контакты и иная информация размещены на корпоративном сайте, Обществом регулярно проводятся встречи и презентации для акционеров и инвесторов с участием членов органов управления;
  • Общество раскрывает подробную информацию о членах Совета директоров и членах исполнительных органов, о Корпоративном секретаре, о составе Комитетов Совета директоров;
  • на сайте и в Годовом отчете Общество раскрывает информацию об индивидуальном размере вознаграждения каждого члена Совета директоров;
  • в годовом отчете Общества описана система КПЭ членов исполнительных органов;
  • Обществом раскрывается информация о размере и структуре вознаграждения, выплаченном внешнему аудитору;
  • на сайте Общества доступен интегрированный Годовой отчет за 2021 год, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства, в нем также раскрывается существенный объем дополнительной информации в соответствии с рекомендациями Кодекса корпоративного управления;
  • регулярно пополняется и обновляется интернет-сайт ПАО «Россети Центр», на котором размещается большой объем актуальной структурированной информации о нем и результатах его деятельности;
  • на сайте Общества создан раздел с информацией о работе Совета директоров и Комитетов Совета директоров.

Эксперты отмечают, что ПАО «Россети Центр» продолжает раскрывать всю финансовую и нефинансовую информацию в полном объеме, не воспользовавшись законодательно предоставленным правом в текущих условиях осуществлять раскрытие информации в ограниченном объеме либо отказаться от раскрытия информации, предусмотренной законодательством РФ об акционерных обществах и ценных бумаг[1]

Практика Общества в рамках компонента «Устойчивое развитие и ESG» характеризуется следующими положительными сторонами:

  • Общество идентифицирует ESG-риски как отдельную группу рисков;
  • в систему мотивации высшего менеджмента включены отдельные показатели, учитывающие ESG-факторы;
  • в Обществе утвержден ряд внутренних документов, регулирующих политики корпоративной социальной ответственности;
  • Советом директоров Общества утвержден Кодекс корпоративной этики, документ размещен в публичном доступе;
  • в Обществе действует Антикоррупционная политика, функционирует «горячая линия», Совет директоров осуществляет антикоррупционный мониторинг;
  • Общество реализует многочисленные корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
  • Обществом реализуются мероприятия по минимизации или компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде;
  • этические принципы ведения бизнеса распространяются на контрагентов Общества;
  • деятельность Общества сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001 в области менеджмента качества, а также стандарту ISO 14001 в области защиты окружающей среды;
  • интегрированный годовой отчёт включает нефинансовую информацию и соответствует международным стандартам GRI.

Что касается недостатков, характеризующих практику Общества в области устойчивого развития и ESG, к ним эксперты относят следующие:

  • в стратегии группы «Россети» не учтены цели устойчивого развития;
  • Совет директоров ПАО Россети Центр» недостаточно вовлечён в управление устойчивым развитием и ESG-рисками;
  • в Обществе отсутствует программа адаптации к изменению климата и программа достижения углеродной нейтральности;
  • в системе КПЭ высшего менеджмента не учтены экологические показатели;
  • Общество не распространяет на своих контрагентов экологические требования ведения бизнеса;
  • Общество не осуществляет подготовку отчетности по стандартам CDP и TCFD.

 

Таким образом, в результате переоценки по обновленной методике ПАО «Россети Центр» присваивается НРКУ 7.

В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 7 следует значительному числу рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Компания характеризуется достаточно низкими рисками заинтересованных сторон, связанными с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием.

Кратко об Обществе

Публичное акционерное общество «Россети Центр» (до 03.08.2021 – Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра») зарегистрировано 17 декабря 2004 г. Акционерный капитал Компании составляет 4 221 794 146,80 рублей и разделен на 42 217 941 468 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 копеек каждая. Крупнейшими держателями акций по состоянию на 23.05.2022 (последнюю дату закрытия реестра акционеров) являются ПАО «Россети» (доля 50,2 % от уставного капитала) и NEW RUSSIAN GENERATION LIMITED (доля 16,0 % от уставного капитала). Количество акционеров – более 40 тыс.

Код акций на Московской Бирже: MRKC. Акции Компании включены в биржевые индексы Московской Биржи: MOEXBMI, MOEXEU, MCXSM, RCI

Компания осуществляет свою деятельность на территории площадью 457,7 тысяч квадратных километров с численностью населения более 13 миллионов человек. В состав Компании входят 11 филиалов: Белгородэнерго, Брянскэнерго, Воронежэнерго, Костромаэнерго, Курскэнерго, Липецкэнерго, Орелэнерго, Смоленскэнерго, Тамбовэнерго, Тверьэнерго, Ярэнерго.

Операционно-финансовые показатели за 2021 год (РСБУ): выручка –  103,2 млрд руб.; EBITDA 20,5 млрд руб.; чистая прибыль – 4,1 млрд руб.; полезный отпуск электроэнергии – 49,2 млрд кВтч. Среднесписочная численность персонала на 31.12.2021 составляет 27,8 тысячи человек.

Генеральный директор Компании – Маковский Игорь Владимирович.
Официальный сайт: https://www.mrsk-1.ru/


Дополнительная информация:
Никитчанова Екатерина
Заместитель директора — Руководитель Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
nikitchanova@rid.ru

Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485
likhacheva@rid.ru


Предыдущие пресс-релизы:
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 26.08.2021
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 26.08.2020
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 26.08.2019
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 16.08.2018
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 21.08.2017

Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО
«МРСК Центра» по новой методике от 20.12.2016
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 23.03.2016

Пресс-релиз подтверждение НРКУ ПАО «МРСК Центра» от 14.08.2015
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 19.08.2014

Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 20.08.2013

Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 08.10.2012
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 22.09.2011
Пресс-релиз повышение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 15.03.2011
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 28.09.2010
Пресс-релиз подтверждение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 19.08.2009
Пресс-релиз присвоение НРКУ ОАО «МРСК Центра» от 06.10.2008
Пресс-релиз присвоение НРКУ ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа» от 26.07.2007

 

 

 

[1] Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 351